11 апреля 2012 года в11.04.2012 22:27 2 0 10 2

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Впервые забавные физиономии, известные сегодня в мировом интернете как «rage faces» появились на имиджборде 4chan. Тогда это были не более чем непонятные для посторонних «домашние радости». Однако, как ни странно, странные физиономии эти прижились, размножились, прошли свой эволюционный путь, подверглись строгому естественному отбору…


Самые живучие мемо-рожицы сегодня пытаются вытеснить поднадоевшие смайлы и используются для создания любительских комиксов. Небрежные наброски лиц с разнообразными гримасами постепенно становятся общепринятой и унифицированной формой общения в сети, с их помощью люди рассказывают самые разные истории – то короткие и забавные, то серьёзные и глубоко личные.

Каждый, кто активно пользуется интернетом, просто обязан овладеть практическими навыками по распознаванию «месседжей» скрывающихся за каждой мемо-рожицей, а значит, назрела необходимость в создании специального «справочника мемо-рожиц».

В любой экспедиции решающее значение имеет подготовка, поэтому мы решили подойти к делу со всей основательностью и, первым делом, углубились в изучение происхождения, эволюции, среды обитания и социальных характеристик наших мемо-рожиц.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Первые мемо-комиксы появились на имиджборде 4chan в 2007 году. Рисованный персонаж на форуме одной видеоигры демонстрировал своё отношение к другим игровым ресурсам. Слово «Derp» переводится примерно как «онлайн глупость», невнятный ответ, тупой коммент – что-то в этом роде.

Происхождение видов

Первые мемо-рожицы появились в на имиджборде 4chan в 2007 году. Число их было невелико, но уже тогда каждая из них проявила свой характер с достаточной определённостью. Комиксы были короткими, сюжеты крайне примитивными, персонажей – по пальцам пересчитать. Графика чаще всего была любительской, да это было и не важно. Главным было не качество изображения, а ясно различимые эмоции (обычно негативные).

Неумело нарисованная рожица не только делала комиксы смешнее – она позволяла выразить эмоции самым «лёгкоусвояемым» способом.

Ещё одно достоинство – мемо-рожицы с лёгкостью ломают языковые барьеры. По словам Райана Свенсона, одного из модераторов форума F7U12, посвящённого мем-комиксам (название форума – такая шутка, где посчитано количество букв «F» и «U» в популярном англоязычном ругательстве), «незамысловатая графика только усиливала эффект от выражений лиц, так что, в этом отношении, они оказались достаточно универсальными. Поэтому с их помощью стало удобно рассказывать самые разные истории».

Дэн Осам, вебмастер сайта, где пользователи могут составлять собственные комиксы при помощи библиотеки уже готовых рожиц, считает, что универсальность – ключевое качество и секрет успеха мемо-рожиц. «Идеальный пример – это физиономия, известная как «Okay». Достаточно взглянуть на эту физиономию и сразу понимаешь, что человек хотел сказать. Выразить всё то же самое словами куда сложнее».

Хотя многие оригинальные комиксы, опубликованные в 4chan были смонтированы из когда-то неумело нацарапанных набросков человеческих голов, они прижились и в среде профессиональных художников. Профессионалы решили, что любительские рожицы прекрасно справляются со своей задачей ­– обозначать эмоции.

Как в случае с любым новым видом, шанс на процветание и размножение получают самые подготовленные и приспособляемые, в то время как судьба самых слабых экземпляров ­– бледнеть, хиреть, и исчезать в забвении.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Мем Okay – один из самых популярных сегодня – был нарисован, дабы выразить разочарование своего создателя по поводу того, что ему не хватило чипсов Lays. Словами эту же эмоцию можно передать как «ну что же, ничего не поделаешь…»

Эволюция

Мало-помалу мемо-рожицы мигрировали из 4chan в другие сообщества. Их численность росла; росла и популярность. Самые смешные комиксы шли в народ и распространялись со скоростью эпидемии. И хотя мемо-рожицы больше не принадлежали какому-либо конкретному сообществу, стилистически они остались верны самым первым образцам.

Итак, «мемо-мания» охватывала всё больше и больше людей, изображения видоизменялись и развивались, рожицы адаптировались к самым разным местам обитания.

«Да, происхождение мемо-рожиц восходит к 4chan, но в их «становлении» принимала участие такая толпа народа, что владельцем бренда не может быть признан никто» – уверен Свенсон.

Вот горячая десятка самых популярных мемо-рожиц:

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Cereal Guy (парень, поедающий хлопья для завтрака): Это универсальный персонаж; если он просто ест, то выражает угрюмый скептицизм. Но если начинает плеваться хлопьями – значит, шокирован или сильно удивлён.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Forever Alone (вечно одинокий): Депрессивный одинокий персонаж, без друзей и каких-либо перспектив в жизни. Его можно встретить в любой ситуации, где человек чувствует себя всеми покинутым, или ему просто очень грустно.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

F–k Yea (довольный собой): Почти полная противоположность Forever Alone. Персонаж F–k Yea держится так, будто только что одержал офигенную победу, даже если успешно завершил что-нибудь повседневно-незначительное.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Herp Derp (значения слов “herp” и “derp” в обычных словарях икать бесполезно; тем не менее, в мем-комиксах ими довольно часто обозначают явления или эмоции, для которых слов не находится) Эту рожицу в мем-сообществе не любит никто. Иногда Herp Derp бывает просто тупицей, но чаще всего это занятый исключительно самим собой безграмотный идиот, вдобавок абсолютно самоуверенный.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

LOL (умираю от смеха): Эту гримасу понять проще простого – парень просто рыдает от смеха над уморительной ситуацией, которые часто встречаются в мем-комиксах.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Me Gusta: Имя этого симпатяги переводится с испанского как «мне нравится», и эмоция за которую он отвечает, полностью соответствует имени. Me Gusta способен выражать удовольствие совершенно разного происхождения – и от чего-нибудь порочного/неприличного и от совершенно обыденного.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Okay (можно передать словами примерно как «ну что же тут поделать…» ;): Если вы когда-нибудь чувствовали себя беспомощным что-либо изменить, вам не нужно объяснять, какие эмоции скрываются за этой гримасой. Этому персонажу явно недостаёт настойчивости. В любой мало-мальски затруднительной ситуации он просто обречённо вздыхает и довольствуется скупыми подачками, которые время от времени подбрасывает ему судьба.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Poker («каменное», бесстрастное лицо, не выдающее эмоций): Этот персонаж старается не выдать своего смущения в любой неловкой или двусмысленной ситуации, притворяясь, что ничего такого не происходит, и надеется что всё рассосётся как-нибудь само.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Rage (приступ сильного гнева): Один из ключевых персонажей нашей мем-компании. Выражает чистую, без нюансов, слепую ярость, обычно направленную на мелкие, бытовые раздражители (на дурацкие выходки Тролля, например).

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Troll (тролль) Один из самых первых и популярных персонажей. Тролль – шутник, который развлекается, усложняя жизнь другим или доводя их до белого каления. Широкая, наглая ухмылка символизирует торжество по поводу победы над очередной жертвой.

Как правило, от постоянного использования мемов, их значения приклеиваются к ним всё крепче. Однако бывает и так, что популярные мемо-рожицы меняют свои значения.

«Идеальный пример – рожица Me Gusta, – считает Осам. – Изначально она изображала негативное отношение к чему-либо. А затем поменяла значение на прямо противоположное. Людям больше понравилось «неправильное» употребление».

Но всё же Me Gusta – это скорее исключение, чем правило. «Если рожицы используются некорректно, то у комиксов меньше надежды на успех. Только тот, кто соблюдает правила игры, становится популярным».

Многие новые рожицы пришли из ресурсов, вообще не специализирующихся на мем-комиксах. Рожицу Cereal (это тот, который плюётся хлопьями) придумал для своего комикса один независимый художник, а потом «этот персонаж сделал головокружительную карьеру и постепенно стал своим в компании мемо-рожиц».

Другой пример – создатель вездесущего Тролля, художник, известный под ником Whynne, попытался заявить о нарушении авторского права после того как его детище появилось на сайте Reddit. Но остановить повсеместное использование этого мема он так и не смог.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Пример правильного использования мема Me Gusta – пользователь Reddit рассказывает, как втихаря моет голову шампунем своей подружки:

–Дорогой, ты мыл голову моим специальным шампунем? Тут почти ничего не осталось!

– Нет, каким ещё шампунем?…

– Я – красотка.

Современные экземпляры

Поначалу считалось, что комиксы должны быть обязательно смешными, да и сейчас большинство из них довольно забавные. Тем не менее в некоторых комиксах сегодня затрагиваются проблемы и вопросы далеко не шуточные. Мемо-комиксы о расизме, религии, смерти или социальных притеснениях сегодня не редкость. Иногда в создатели комиксов просят дать совет, иногда – просто выпускают пар. По наблюдениям Осама, это устойчивая общая тенденция.

«Может, мой комикс никто и не прочтёт. Может, он никому не понравится. Но я высказался, и мне полегчало».

«Однажды я получил электронное письмо от человека, который благодарил меря за создание сайта, где каждый может создать собственный мемо-комикс, – вспоминает Осам. ­– Он писал, что я помог ему наладить отношения с невестой. Они разругались в пух и прах, и общались только через посредничество мем-персонажей. И, в конце концов, так они смогли разрешить все свои разногласия».

Авторы некоторых комиксов пытаются придумывать мемо-рожицам прошлое, заставить их жить своей собственной жизнью. «Таких историй было множество, – утверждает Свенсон. – ­ Один пользователь, например, придумал историю для персонажа Forever Alone. Это была душераздирающая история любви, с безвременной кончиной возлюбленной вечноодинокого мема.

Однако, подобные истории из прошлого к мемо-рожицам не «прирастают» – даже удачные. «Потому что в большинстве случаев мемы используются как символы для выражения эмоций, – считает Свансон. – А всякие истории воспринимаются просто как шутка».

Кроме того, мемо-рожицы становятся явлением интернациональным, и это ещё одна причина, по которой ни одна определённая история жизни не может быть связана с тем или иным персонажем. С помощью Google легко отыскать уже знакомых нам мем-персонажей, говорящих на испанском, французском, португальском или на мандаринском диалекте китайского языка.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Пользователь black_andon21 рассказал в комиксе печальную историю о том, как мать его бывшей девушки разрушила их отношения:

– Я дома. Думаю, чем бы заняться. Клик, клик, клик

– Звонит моя подружка

– Плачет. Её мать и раньше была против наших отношений, а теперь требует, чтобы мы расстались

– Хотите знать, какие у матери моей (теперь уже) бывшей ко мне претензии? Я получаю стипендию в одном из самых престижных университетов мира. Я хороший парень и никогда ничем её не обидел. Ей никогда не приходилось за меня платить. Нет, нет, и нет. Ничего похожего. Но моя кожа…

– ЧЁРНОГО ЦВЕТА!

Нарушение среды обитания

Хотя мемо-рожицы и процветают, их статус как инструмента для рассказывания историй в сети не раз оказывался под угрозой, поскольку разные компании периодически предпринимают попытки заполучить права на некоторых ключевых мем-персонажей.

Компания Hot Topic пыталась выпускать майки с мемо-рожицами, что вызвало настоящую бурю негодования среди поклонников жанра. Компания отступила.

Компания The Cheezburger Network пыталась получить авторское право на мемо-рожицы в прошлом году, встретила серьёзный отпор, и бросила это дело как безнадёжное.

Когда небольшие интернет-магазины используют стикеры с мемо-рожицами, или когда стикеры с мемами лепят на бампер – никаких претензий не возникает. Но крупные корпорации, которые пытаются превратить мемо-рожицы в товар, встречают отчаянное сопротивление.

Интернет-антропологи составили справочник персонажей мемо-комиксов

Майка с изображением популярного мем-персонажа от компании Hot Topic

Дело в том, что крупные компании пытались нарушить базовый принцип мемо-комиксов: каждый мем – это общая собственность, их можно свободно копировать, публиковать и использовать в бесконечном количестве историй.

Вы можете сделать себе майку с мемом Cereal Guy – никто слова не скажет. Но даже не пытайтесь продавать такие майки в модном магазине. Короче говоря, сообщество создателей и читателей мем-комиксов делает всё возможное, чтобы мемо-рожицы продолжали жить в «дикой природе», где никто не может им помешать свободно расти и развиваться.

Осам уверен, что не пройдёт и трёх лет, как мемо-рожицы полностью заменят уже приевшиеся смайлики.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

YALOSHA — Мальчик в девочке©

46

Ученые, изучавшие влияние героина на организм челове...

23

У кур-укур,а у гагар-угар.

23

6 идей, как красиво повесить фоторамки на стене.

28

Если я нравлюсь вашей жене, то это ваша, а не моя проблема. "Провидение", реж. Ален Рене

23

— Считается, что каждый раз, когда человек что-то лижет, выделяется 130 000 бактерий. Во французском поцелуе 150 000. Впервые обмен был п...

23

Качаем попу

ПРИСЕДАНИЯ НА КОРТОЧКИ Исходное положение - поставь ноги на ширину плеч. Направь ступни так, чтобы они находились в положении 10 и 2, к...