Стимпанк - это жанр научной фантастики, повествующий об альтернативном мире, где человечество пошло в своем развитии не по компьютерному пути, а в совершенстве освоило технологию паровых машин, полностью заменивших электронику.
Этот жанр возник как пародийное противопоставление киберпанку, но если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк — на эстетике ретро. Стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях.
Мир стимпанка- это подобие викторианской Англии, с городским пейзажем эпохи раннего капитализма, брусчатыми мостовыми, освещенными газовыми рожками, джентльменами в цилиндрах в дорогих паромобилях и дамами в кринолинах.
Почему именно викторианская эпоха так захватила воображение фантастов и дала жизнь паропанку? Все просто:викторианская эпоха- очень яркий исторический период: революция технических средств передвижения, небывалое развитие науки, стремительная индустриализация. Это было время, когда людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. И главное, это была эра торжества пара и паровых машин, что и дало название всему жанру.
Стимпанк создает картину этого мира из множества элементов, как исторических, так и вымышленных: дирижабли и паробусы, паровые экипажи и прочие механизмы, сделанные из клёпаного металла и медных труб; револьверы, магазинные винтовки и паровое оружие; телеграф и пневмопочта; одежда и аксессуары викторианской эпохи; урбанистический антураж и мрачная атмосфера. И самое главное, герои викторианской эпохи: демонические учёные и инженеры (Виктор Франкенштейн), преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), путешественники, детективы а-ля Шерлок Холмс, агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии,
капиталисты-промышленники, потомственные аристократы.
Прародителем жанра считают Жюля Верна: именно его «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.
Следующая ступенька - «прото-стимпанк», когда «золотая эпоха» захватила воображение современных писателей фантастов, и заставила их стилизовать свои произведения в духе 19 века. Самые известные из них - «Бомба королевы Виктории» Р.Кларка, «Машина пространства» К. Приста, «Врата Анубиса» Т. Пауэрса, «Гомункулус» Дж. Блэйлока, «Ночь Морлока» К. Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Г. Гаррисона.
Возникший как литературный жанр, настоящую популярность стимпанк обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам, аниме и, конечно же, кинематографу, в частности, таким фильмам, как «Дикий, дикий запад», «Лига выдающихся джентльменов», «Ван Хельсинг», «Золотой компас». Кстати, западные фантасты первым российским фильмом в стиле стимпанк единодушно признают «Сибирского цирюльника» благодаря поразившей их воображение паровой машине для рубки сибирской тайги.
Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки, которые переносят своих поклонников в конец 19 века. Особенный размах это явление обрело в Японии, где стимпанк стал настоящим культом.
С каждым годом стимпанк становится все популярнее: в наше время 19 век кажется многим утраченной человечеством «золотой эпохой» романтики, приключений и больших возможностей. И желающих «переселиться» в стильный альтернативный мир становится все больше. Статья взята с https://www.spiraxsarco.com/ru/steam-academy/academy-articles.asp?id=64.