Анонимия (от греч. а — отсутствие + onoma — имя) - отказ больного от своего имени, иногда отрицание самого факта наличия у него какого-нибудь имени. Чаще всего наблюдается при шизофрении, иногда - при глубоком слабоумии вследствие органических заболеваний головного мозга. Может носить установочный характер.
Истерический невроз — форма общего невроза, проявляющаяся разнообразными функциональными двигательными, вегетативными, чувствительными и аффективными расстройствами, характеризующаяся большой внушаемостью и самовнушаемостью больных, стремлением любым путем привлечь к себе внимание окружающих.
Истерический невроз характеризуется повышенной внушаемостью и самовнушаемостью больного. Этим объясняется многообразие и изменчивость истерических расстройств; они напоминают проявления самых различных болезней.
При истерическом неврозе также отмечается последовательность в развитии симптоматики — от вегетативных и сенсомоторных нарушений до эмоциональных и идеаторных. В современных условиях в связи с патоморфозом истерических расстройств сравнительно редко встречается классический истерический припадок; он чаще напоминает вегетативный (вегето-сосудистый) пароксизм с кардиологической симптоматикой, по типу гипертонического криза и др. При вегетативном приступе часто наблюдается тотальный тремор.
При истерическом неврозе больные, с одной стороны, подчеркивают исключительность и непонятность своих страданий, описывая их как «ужасные, непереносимые боли», «сотрясающий озноб», необыкновенный, неповторимый, неизвестный ранее характер симптомов, с другой, — проявляют безразличие к парализованной конечности, не тяготятся слепотой или нарушением речи.
Эмоциональные расстройства характеризуются лабильностью эмоций, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным аффективным реакциям (например, плачем, переходящим в рыдания). При длительном течении истерического невроза у больных в оценке происходящих событий появляются черты эмоциональной логики, поведение становится демонстративным, театральным, возникают стремление привлекать к себе внимание, эгоцентризм. У них нарастает также чувствительность в отношении внешних воздействий, впечатлительность со склонностью к непосредственному реагированию на происходящие события.
Делирий алкогольный (лат. Delirium tremens — помрачение трясущееся) - острый алкогольный психоз, наблюдается во II-III стадиях алкоголизма.
Клиника определяется делириозным синдромом, протекающим с аффектом растерянности, страха, выраженными соматовегетативными нарушениями (крупноразмашистый тремор, потливость, атаксия, тахикардия, колебания АД, субфебрильная температура, гиперрефлексия, мышечная гипотония).
Характерен наплыв галлюцинаций в вечерне-ночное время, особенно в неосвещенном помещении. К утру обычно симптоматика идет на убыль, однако к вечеру при отсутствии адекватного лечения она возобновляется.
Больные дезориентированы или неполностью ориентированы в месте и времени. Наблюдается смена противоположных аффектов.
Галлюцинации нередко носят характер дразнящих (зрительные галлюцинации в виде фигур или неодушевленных предметов, которые перемещаются в пространстве, сохраняя относительно постоянную дистанцию относительно больного. При попытке больного приблизиться к ним галлюцинаторные образы исчезают или вновь отдаляются).
Зрительные галлюцинации объединены общим, большей частью устрашающим, содержанием, нередко с алкогольной и сексуальной тематикой; они изменчивы, переплетаются с иллюзиями, расстройствами схемы тела (метаморфопсиями). Зрительные галлюцинации могут носить макроманический (огромные люди, животные, чудовища, демоны) и микроманический (мелкие существа, нити и т.п.,) характер. Больные высказывают несистематизированные бредовые идеи физического уничтожения, преследования, ревности, обвинения, являющиеся как бы интерпретацией, изложением содержания галлюцинаций (так называемый галлюцинаторный бред). При этом преобладает страх в сочетании с грубоватым юмором, который может сменяться эйфорией, недоумением. Поведение больного соответствует содержанию галлюцинаций и бреда: больные возбуждены, пытаются спрятаться, смахивают с себя что-то, ловят мнимых зверьков. Часты бредовые переживания (идеи преследования, физического уничтожения).
При углублении делирия появляются слуховые, обонятельные и термические галлюцинации.
Длительность алкогольного делирия - до недели, но иногда течение может быть затяжным, с люцидными интервалами. По выходе из психоза возможны явления частичной амнезии, а также резидуальная бредовая симптоматика.
Апейрофобия (от греч. apeiros - безграничный, бесконечный + phobos - страх) - навязчивый страх перед бесконечностью.
Одиночество — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.
При попадении людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых эмоциональных реакций.
В ряде случаев возникает психологический шок, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями.
В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лошадей), создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), разговаривают с ними вслух.
Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.
На этапе неустойчивой психической деятельности, при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки», у ряда людей появляются необычные психические состояния, проявляемые в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей».
Также появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью. По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и галлюцинации реактивные.
Дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
Развитие дружбы предполагает следование неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду.
Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям — относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на кокоторых основан их союз.
Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности.
Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации.
Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской.
Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы — дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции.
Поскольку дружба — социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.
Кластомания (от греч. klastos - поломанный + mania - страсть) - неодолимое влечение ломать предметы, разрушать окружающую обстановку.
Наблюдается у психопатических личностей, особенно в состоянии опьянения, при психопатоподобных изменениях личности органического генеза, при шизофрении.
Хроматопсия (от греч. chroma - цвет и opsis - зрение) - клиническое нарушение восприятия цвета, характеризуется искажением цветовых ощущений, характерное восприятием лишь одного из основных цветов. Редкий симптом.
Виды:
• эритропсия характеризуется восприятием всего как окрашенного красным светом (возникает, например, при отравлении йодом);
• ксантопсия - желтым светом (при отравлении сантонином);
• цианопсия - синим светом (при отравлении грибами).
Аналогичные нарушения цветового восприятия могут наблюдаться у людей с воспалением зрительного нерва.
Клаустрация (от лат. claustrum - засов, замок, заточение) - симптом патологического затворничества. Является симптомом психического заболевания, при котором затворничество, будучи патологической, антисоциальной реакцией, больным воспринимается как нечто совершенно естественное.
Клаустрация либо служит проявлением резко выраженного аутизма при шизоидных состояниях и шизофрении, либо входит в структуру персекуторного бреда в качестве меры защиты от преследователей.
Может наблюдаться в рамках обсессивно-фобического синдрома в связи с мизофобией, боязнью острых предметов, фобической боязнью контактов.
Наблюдается также при сенильных бредовых психозах с идеями ущерба, обкрадывания.
Настроение шизофреническое основное
Характеризует эмоциональное состояние в процессе манифестации шизофренического процесса. Проявляется чувством неудовольствия, нарастающими аутистическими изменениями, отчуждения от окружающего мира и людей, сочетающееся с утратой непосредственности переживаний, усилением самонаблюдения, чувством изменения самосознания явлениями деперсонализации и, нередко, дереализации, утратой естественных аффективных реакций на происходящие вокруг больного события.
Копролалия (от греч. kopros - грязь, кал + lalia - речь) - состояние болезненного, иногда непреодолимого импульсивного влечение к произношению без всякого повода циничных, вульгарных, бранных слов.
Особой выраженности достигает при болезни Жиля де ла Туретта, однако наблюдается и при других заболеваниях - при шизофрении, прогрессивном параличе, реже - маниакальных состояниях.
Только играя в унисон со своим собственным настроением, человек обретает мотивацию реализовать тот проект, который он начинает. Это как раз то, из чего состоит подлинное бытие: меняться так, чтобы быть способным двигаться в том направлении, которое совесть называет верным и, таким образом, становиться автором собственной судьбы. Очень просто: быть подлинным значит быть честным перед самим собой.
Эмми ван Дерцен
Бред мистический (греч. mystika - таинственные обряды, таинство) - характеризуется выраженным мистическим содержанием болезненных переживаний больного, его убежденностью в том, что с ним и окружающими происходит нечто необъяснимое, загадочное.
К мистическому бреду относятся бредовые идеи религиозного содержания, утверждения об общении с потусторонним миром и т.п.
Дисморфофобия (лат. dis — нарушение; греч. morphe — форма, phobos — страх) — разновидность ипохондрических синдромов, выражается в патологической убеждённости наличия какого-то физического недостатка (уродливое строение своего тела, отдельных его частей, особенно лица), либо в распространении больным неприятных запахов и т.п. При этом больные опасаются, что окружающие замечают эти недостатки, обсуждают и смеются над ними.
Для выраженного синдрома дисморфофобии типична триада признаков:
- идеи физического недостатка,
- идеи отношения,
- подавленное настроение.
В случаях болезненной убеждённости в распространении неприятных запахов имеют место также и сенсопатии — разнообразные, чаще всего локального характера телесные сенсации и обонятельные обманы восприятия.
Идея физического недостатка чаще бывает сверхценной или бредовой (паранойяльный бред), реже проявляется в рамках монотематических обсессий. По современным представлениям, дисморфофобия может носить характер навязчивых, сверхценных и бредовых идей, поэтому более правомерно вместо термина "дисморфофобия" (т. е. в рамках психиатрической терминологии — "навязчивое состояние страха") использовать предложенный М. В. Коркиной термин "дисморфомания" (от греч. mania — страстное влечение). В этом варианте речь идёт о болезненной убеждённости в наличии дефекта тела.
У больных с дисморфофобией отмечается склонность к диссимуляции своего состояния. В связи с этим важно отметить наличие двух характерных симптомов, которые могут быть выявлены при расспросе больных и их родственников: это симптомы "зеркала" (пристальное рассматривание себя в зеркале с целью убедиться в наличии физического недостатка и попытаться подыскать выражение лица, скрывающее этот "дефект") и "фотографии" (последняя рассматривается как документальное доказательство ущербности своей внешности, в связи с чем фотографирование избегается).
Дисморфомания может лежать в основе такого заболевания пубертатного и юношеского возраста, как нервная анорексия. В рамках малопрогредиентной шизофрении, при которой дисморфофобия становится вторичной, симптоматической, дисморфофобические расстройства приобретают стойкий характер. Возникнув в подростково-юношеском возрасте, они могут оставаться в клинической картине и по прошествии периода юношества.
Двойное мышление - феномен разовранности мышления. Описывается как эхообразное повторение мыслей. Мысль одновременно возникает в обычной форме и в форме галлюцинаторного образования. Иногда они разделены коротким интервалом во времени.
Ангедония (от греч. а — отрицание + hēdonē — удовольствие, наслаждение) отсутствие переживаний удовольствия в ситуациях, которые обычно их вызывают; неспособность переживать счастье.
Принято считать, что способность переживать удовольствие представляет собой врожденное свойство, различное у разных индивидов, однако эта способность может постоянно снижаться в результате травм как в детском, так и в зрелом возрасте.
Особенно часто явления имеют место у больных шизофренией, но встречаются также и у депрессивных больных. Часто ангедония сочетается с травматической алекситимией; в таких случаях она представляет регрессию в аффективной форме.