Все новое - это хорошо забытое старое, и фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», потрясший зрителя возможностью погрузиться в стереомир, на самом деле ничего небывалого публике не преподнес. Снимать трехмерное кино в Советском Союзе умели еще семьдесят лет назад.
Еще в 1940 году режиссер Александр Птушко, ставший одним из корифеев отечественного кино, представил на суд зрителей экспериментальный стереофильм «Выходной день в Москве». Сюжет в нем был, конечно, не такой захватывающий, как у Кэмерона, но все объекты выглядели трехмерными. Более того, было существенное преимущество - его в отличие от «Аватара» можно было смотреть без специальных очков. Секрет был в специальном щелевом экране. Спустя год в столице появился уже целый стереокинотеатр «Москва», а вслед за ним подобные заведения начали открываться по всей стране.
Стереокино занимались как настоящей наукой. Исследования проводились в специальном кинофотоинституте, и в 60-е годы в СССР была разработана новая система для показа объемных фильмов - «Стерео-70», ставшая настоящим прорывом.
На Западе велись свои разработки, но принципы демонстрации трехмерного кино будущие создатели системы IMAX 3D, той самой системы, в которой сейчас показывают «Аватар», позаимствовали у нас. Канадцы специально приезжали в СССР, чтобы изучить наши достижения, и даже сняли на нашей аппаратуре свой фильм, который, правда, никому не показав, увезли с собой. Так что успех корпорации IMAX, строящей сегодня по всему миру кинотеатры с гигантскими экранами, базируется на труде советских ученых.
Ценность сделанных нашей наукой открытий подтверждает тот факт, что в 1991 году разработчики «Стерео-70» даже удостоились премии «Оскар» в номинации «За технические достижения».