День 17: Любимая экранизация книги.
- Кто вы?
- Я ваш призрак. ©
Начну с того, что мне редко нравятся экранизации книг. Скорее всего, причина в том, что во время прочтения в голове уже складывается определенный образ героев, декорации, свое понимание сюжета, событий, характеров, которое не всегда совпадает с режиссерским видением. Самое большое разочарование приносят крупные изменения значимых деталей книги, а иногда и целых отрывков. Впрочем, про провальные экранизации стоит создать отдельный пост, а теперь поговорим о хорошем.
Любимая экранизация книги. Конечно же это Гарри Поттер, и я с удовольствием расписала бы, почему, но, если вы помните, у меня правило - не повторяться. Одна книга - один вопрос. По этому же принципу не подходят "Гордость и предубеждение" и "Унесенные ветром". Я долго думала, о какой экранизации в таком случае рассказать, уже практически остановила свой выбор на фильмах по приключениям Фандорина Бориса Акунина, но посмотрела "Призрак", и вопрос решился сам собой. Скажу сразу, я не читала книгу Роберта Харриса и собираюсь исправить это в ближайшее время. Ну а пока что речь будет идти о фильме.
Сюжет.
"Призраком" называют писателя, который пишет книги за другого, как правило известного, человека. Главный герой соглашается работать над мемуарами бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга, прообразом которого послужил Тони Блэр. Предшественник главного героя умер при весьма подозрительных обстоятельствах, оставив не менее подозрительные наработки своему "счастливому" последователю. Одновременно с началом работы над мемуарами, Адама Лэнга обвиняют в незаконной передаче обвиняемых в терроризме в руки ЦРУ, где к ним применялись бесчеловечные пытки. Бывший премьер-министр срочно вылетает в Вашингтон вместе со своей помощницей, а "Призрак" пытается узнать подробности о таинственной смерти своего предшественника, навещает сомнительного профессора Пола Эммета и попадает в крупную передрягу. Все ведет к мысли о том, что Адам Лэнг - агент ЦРУ. Почему же все так стремятся заполучить рукопись мемуаров, если в ней нет ни намека на разведку США? Или все-таки есть?
Герои.
Знаете, что бы я сделал, если бы снова оказался у власти? Я бы устроил в аэропортах две очереди. Одну - для рейсов, на которых бы не проводилась проверка документов, с нарушением чьих-либо гражданских свобод, и не использовались сведения, добытые при помощи пыток. А на остальных рейсах мы бы делали всё, что только можно, чтобы летать на них было абсолютно безопасно. Посмотрел бы я, на какой из самолётов все Райкарты этого мира посадили бы своих детей!
Конечно, нельзя воспринимать героев фильма, как конкретных реальных людей. Попросту потому что о прообразах сюжета мы можем судить лишь из СМИ, что достоверным источником не является, а судить о характере политических лидеров слишком сложно и не к чему. Что касается героев фильма, во время просмотра "Призрака" я постоянно задавалась вопросом - существуют ли честные политики? Зачем люди идут в политику вообще? Ведь не может же быть изначальной целью навредить народу? Но незря существует поговорка " благими намерениями вымощена дорога в ад ". Один неверный поступок влечет за собой другой, а тот - следующий. Колоссальная ответственность, боязнь потерять власть, невозможность доверять кому-либо. В итоге оказывается, что самый близкий человек - предатель. Сложно оправдывать главного героя, но его слова про две очереди в аэропорту, произнесенные непосредственно перед смертью, имеют смысл. Все мы хотим безопасности. Оправдывает ли цель средства? Можно ли жертвовать жизнями сотен, чтобы спасти тысячи? Ответ на этот вопрос я выводить не собираюсь, предоставляю это право государственным деятелям, а я на такие решения не способна, даже в теории.
"Призрак". Мы не знаем его имени, у него нет жены и детей. Все, что мы знаем о нем - его прошлой работой была автобиография фокусника. "Пришел, увидел, распилил". Интересная деталь и практически единственная. Работа политика сравнивается в фильме с актерским мастерством, т.к. политик зачастую играет роль другого человека, носит определенную маску. Такую же параллель можно провести между политиком и фокусником - оба производят манипуляции, вводящие людей в заблуждение. Меньше знаешь - крепче спишь. Чем больше узнает "Призрак", тем яснее понимает, что ввязался в опасное предприятие, но выйти из игры уже не может. На лицо и эволюция персонажа - в начале наивный, пусть и талантливый литератор, в конце - человек, осознающий глобальность закулисных механизмов и осмеливающийся бросить вызов крупным персонам, которые являются немаловажными частями этих самых механизмов.
Что касается двух немаловажных женских персонажей - Рут Лэнг, жены Адама Лэнга, и Амелии Блай, его секретаря и любовницы, то они обе имеют сходные черты. Это две сильные, волевые женщины. Интересно, что в плане отношения к Адаму, в конце фильма они меняются местами, зрители видят истинное положение дел - Амелию, которая и спустя опреденное время тяжело переживает утрату обожаемого начальника, и Рут, хладнокровную, властную манипуляторшу.
Финал.
Финал вполне ожидаемый для подобного сюжета, но ожидаемый в хорошем смысле этого слова. "Призрак" остается за кадром. Драгоценная рукопись, загадка которой разгадана, разлетается по дороге. И за всем этим действом, ухмыляясь, наблюдает Адам Лэнг. Не живой, конечно, а напечатанный на огромном плакате и восхваляемый после смерти теми, кто наверняка приложил руку к его убийству.