Не думала уж, что когда-нибудь классическое произведение сможет настолько сильно брать меня за душу. Я считала классику скучной, мертвой, но ни одна книга еще не смогла так пробудить во мне жизнь. С первых страниц, строк, я поняла, что эта книга гениальна. История написана в форме пьесы, поэтому очень сложно представить себе яркую картину происходящего, но зато герои, такие сложные образы видны, как на ладони. Конечно, я бы не советовала всем тут же бежать ее читать, к изучению этого памятника мировой литературы нужно подходить с большой сосредоточенностью, так как все - таки он достаточно сложен для восприятия неподготовленному читателю. Людям, привыкшим к легким, но увлекательным по сюжету книгам, в особенности будет тяжело понять смысл "Фауста". Мною двигало большое желание познакомиться с творчеством этого писателя, на его счету много по-настоящему гениальных произведений, к тому же он известный деятель своего времени, носитель и "двигатель" основных духовных и политических идей эпохи, которая очень меня интересует. В образе Фауста очень четко прорисовывается сам писатель, его борьба, упорные поиски истины всеми доступными путями и способами. В моей жизни на данный момент очень актуален вопрос идеологической борьбы, поисков сил для достижения цели. Во многих ситуациях, мучениях Фауста я видела себя и постоянно удивлялась схожести внутреннего состояния этого героя со мной. Можно сказать, что эта история придала мне некую силу, надежду и веру в то, что все-таки возможно найти то, что ищешь, в случае Фауста это "прекрасное мгновение", которое ему бы хотелось остановить. Я тоже хочу так. Перепробовать многое, стоптать множество дорог, стремиться к открытию новых "тайн природы", к познанию и достигнуть совершенства или хотя бы увидеть, что эта перспектива маячит на горизонте.
С развлекательной точки зрения мне понравился Мефистофель. Как хорошо описана вся горечь познания, когда у тебя учитель-дьявол. Может из-за количества ран и шишек, такая "наука" запоминается навсегда. Заключить подобную сделку очень рискованный и глупый шаг, который имел очень печальные последствия. Очень хорошо изображен "князь всей бесовщины": остроумие, легкость и непринужденность и при этом ужасная разрушительная жесткость и ложь. Вот вам и весь сатана!
Меня расстраивает тот факт, что Добро (Фауст) имея все ресурсы, прибегает к помощи Зла (Мефистофеля). Я неоднократно сталкивалась с этой проблемой, так как я серьезно отношусь к сериалу "Сверхъестественное" и вполне заслуженно, кстати. Добро настолько неуверенно в своих силах или просто скромничает, что на Его фоне Зло выглядит гораздо мудрее, хитроумнее и соответственно, кажется более сильным. Я, как приверженец гуманизма, свято верю в силу самого человека, его личности, не смотря ни на что. Нужно использовать собственные ресурсы для достижения поставленной цели и ни в коем случае не обращаться к Злу. Оно больше покалечит, чем научит.
Есть еще одна сюжетная линия, которая почти довела меня до слез, это - трагическая любовь Фауста и Маргариты. Я могла бы много чего сказать, но не хочу, слишком уж болезненная и тяжелая у них история, а мои размышления могут привести меня к, весьма неутешительным, выводам. Дать крен в сторону точки зрения, которую я всей душей не хочу поддерживать, хотя мой феминистический дух бунтует. Мужская безответственность. Как много прекрасных отношений, счастья в любви, женских жизней, в конце - концов, она сгубила. И, что самое обидное, не смотря на многовековой опыт, продолжает губить. "МУЖЧИНЫ, ВЫ ЖЕ МУЖЧИНЫ, ОДУМАЙТЕСЬ, ПРОШУ, УМОЛЯЮ!!! ПУСТЬ ЭТО ВСЕ ПРЕКРАТИТСЯ, МОЛЮ!" Я, конечно, понимаю, что не только она, но в принципе, если докопаться до корня любой ситуации, именно эта безответственность и гордыня, хоть на 1%, но поспособствовала плачевному итогу отношений. Я, ни в коем случае, не обвиняю мужчин, я их люблю очень и горой за них (вопреки, опять-таки, моему убежденно - феминистическому прошлому), но факты говорят сами за себя и это нужно признать. МНЕ и мужчинам. Вот так.
На самом деле, я высказалась только по первой части трагедии "Фауст", той, которая меня больше впечатлила. Есть еще вторая, в силу того, что там изображены больше глобальные политические и идеологические проблемы конца 18 - начала 19 века, они не затронули меня морально, зато помогли лучше понять действительность того времени и в 100500 раз убедится в том, что ничего по сути не изменилось.
"…
Больное царство мечется в бреду
И порождает за бедой беду?
Лишь выглянь из дворцового окна,
Тяжелым сном представится страна.
Все, что ты сможешь окинуть оком,
Находится в падении глубоком,
Предавшись беззаконьям и порокам.
Тот скот угнал, тот спит с чужой женой,
Из церкви утварь тащат святотатцы,
Преступники возмездья не боятся
И даже хвастают своей виной.
В суде стоят истцы, дрожа.
Судья сидит на возвышенье,
А рядом волны мятежа
Растут и сеют разрушенье.
Но там, где все горды развратом,
Понятия перемешав,
Там правый будет виноватым,
А виноватый будет прав.
Не стало ничего святого.
Все разбрелись и тянут врозь.
Расшатываются основы,
Которыми все создалось.
И честный человек слабеет,
Так все кругом развращено.
Когда судья карать не смеет,
С преступником он заодно.
Я дело мрачно описал,
Но ведь еще мрачней развал.
Когда, враждуя меж собою,
Все ищут, на кого б напасть,
Должна добычею разбоя
Стать главствование царское и власть".
Действительно, бессмертное творение - трагедия "Фауст". Огромное Вам спасибо, великий национальный поэт, пламенный патриот, воспитатель своего народа в духе гуманизма и безграничной веры в лучшее будущее на нашей земле, Иоганн Вольфганг Гете.
Как жаль, что вы умерли. Мне вас не хватает.