Вопрос о соотношении комедии Грибоедова «Горе от ума» с произведениями западноевропейских классиков давно находится в центре внимания отечественной и зарубежной науки.
Что касается прямого сопоставления Чацкого и Гамлета, то оно впервые было заявлено в русской критике еще во второй половине XIX в. в виде антитезы.
Проблема «Чацкий и Гамлет» продолжает волновать и современных исследователей творчества Шекспира и Грибоедова. Так, по мнению А. Штейна, «в „Горе от ума“ показан умный и честный представитель господствующего класса, протестующий против общественных пороков, зла и несправедливости». Тот же «мотив», с точки зрения А. Штейна, «развивается» в «Гамлете» Шекспира и «Мизантропе» Мольера, где герой «любит женщину, многими нитями связанную с самим этим порочным обществом. Протестант изображает из себя сумасшедшего, или его объявляют сумасшедшим»
Ю. Ф. ФЛОРИНСКАЯ
—————
Чацкий и Гамлет