Сегодня после института ужасно хотелось спать. К тому же я очень замерзла. Кутаясь в шарф в маршрутке, я с ужасом осознавала, что должна еще объехать пол-города, выполнить просьбы мамы.
В автобус зашел старик. Первым внутренним позывом было подскочить и уступить ему место. Но усталый организм начал протестовать. "Ты не спала всю ночь и еще ведь так долго ехать.." Все таки я подскочила с места, воспитанность и уважение к пожилым людям взяли свое.
"Сиди, милая, во мне еще много сил.." - из уст полусогнутого старика это звучало даже немного смешно. Окружающие люди зашептались и все-таки уговорили его сесть.
Так он оказался прямо напротив меня.. Я случайно зацепилась за него взглядом через пару остановок и больше уже не могла оторваться.
Этот старик вызывал восхищение. Морщины - борозды на щеках рассказывали о долгой и наверняка несладкой жизни. Длинная седая борода и такие же усы навевали мысли о святых старцах. Но кое-что поразило меня больше всего. Это его глаза. Светло-светло голубые, словно выцветшие за нелегкие годы, они светились смирением, добротой и неземным спокойствием. При взгляде в эти глаза тебе вдруг становилось безумно стыдно за себя, за все совершенное тобой зло, хотелось кинуться перед ним на колени и просить о прощении.
Одет старик был очень бедно. Старые штаны в нескольких заплатках. Серый свитер и потертая куртка. На ногах у него были почти летние тапочки, хотя на улице вовсю дул ветер и казалось вот-вот наступит зима. Тапочки порвались в некоторых местах и были перевязаны веревочкой, которой обычно на рынках завязывают мешки с картошкой.
Я рассматривала его, и слезы наворачивались на глаза. Стало стыдно за всю молодую Россию, за неуважение и пренебрежение стариками. Они прошли войну, они отдали Родине свой долг сполна, сделали все, для будущего своей страны. И что они получили теперь? Дряхлое тряпье и старый костыль?.
Старик собрался выходить. Мелькнула мысль, что я должна выйти за ним. Я почувствовала себя обязанной сделать хоть что-нибудь для него, извиниться за все свое неблагодарное поколение.
Но до моей остановки было довольно далеко. И выходить здесь не имело смысла.
Я сомневалась пару минут, и уже когда старик спустился со ступеньки, кинула водителю деньги за проезд и выскочила на улицу.
Старик шел медленно, поэтому нагнать его не доставило труда. Я зажала в руке купюру в сто рублей и направилась к нему. Для меня эти деньги не значили ничего, мелочь в наши дни, а он мог купить себе что-нибудь покушать..
"Дедушка!" - старик удивленно поднял глаза. "Возьмите, " - я протянула ему купюру, -"я думаю вам, они будут нужнее."
"Зачем это?" "Мне кажется, они нужны вам."
"Как твое имя?" Я назвалась. Он взял деньги, поблагодарил и пошел дальше.
Как только я отвернулась от него, слезы сами потекли по щекам. Я плакала, словно ребенок. Плакала над современной Россией. Над утонувшем в цинизме и равнодушии обществе.