Постановка «Три Товарища» в театре Современник открыла новые грани этой книги, новые эмоции, заставила прочувствовать до дрожи всю страсть и смысл этой короткой жизни. Декорации, живая игра актеров, захватывающий сюжет и атмосфера, царившая в зале – все это создает неповторимый букет новых ощущений. Я не могла понять свое настроение перед началом спектакля: какое-то воздушное, но в то же время тревожное. И когда встречаешься с молодым человеком, идешь через парк, ждешь открытых дверей на ступеньках театра, почему-то глубже вдыхаешь этот воздух, холодный, поднимаешь глаза к небу, а оно… сиреневое. И вдруг ощущаешь себя настоящей женщиной, не до конца понимая, почему именно сейчас ты вгрызаешься в эту жизнь так сильно, почему именно сейчас чувствуешь ее так остро. А вокруг столько таких же пар, все дышат этой осенью в историческом центре Москвы, в ожидании грандиозной постановки, такой волнующей, ведь те, кто читал когда-либо Ремарка, понимают, что к его книгам нельзя относиться по-другому, нельзя относиться равнодушно. Попав внутрь, проникнувшись этой атмосферой, жалела о том, что потеряла так много лет, не посещая театров и считая их устаревшим и нудным времяпрепровождением. Как сказал однажды один молодой человек, я просто, вероятно, не видела ничего стОящего. И это действительно так. Водить 7-классников в театр всей толпой на постановку, о которой они ничего не слышали, на мой взгляд, глупо и бесперспективно. А этими походами у многих отбивают какое-либо желание туда идти еще раз. Дети не видят смысла в непонятных кривляниях на сцене, они не видят в этом смысла, ведь в зале нельзя просто погрызть чипсы и поговорить с кем-то громким шепотом. В таком случае, им дорога в кино, а вот в театр путь заказан. До поры-до времени. До театра надо дорасти. И вот, 24 октября 2011. Я очень ждала этого вечера.
О самой постановке сложно что-либо сказать, это надо видеть собственными глазами. И советую всем тем, кто не читал и собирается пойти, обязательно прочитать книгу. Так интересней и понятней смотреть. В книге гораздо больше деталей. Роман и постановка – два неделимых целых, дополняющих друг друга. Возможно, идеально.
Выйдя на промозглую улицу, хотелось только одного – зарыться в какую-нибудь кофейню, заказать глинтвейна или бейлис-кофе, что-нибудь покрепче, забраться с ногами на диван и долго-долго обсуждать, слушать, рассказывать, делиться, пока не подошел бы официант и не объявил, что заведение закрывается через 10 минут. Ремарк навевает определенное настроение, на первый взгляд смертельно грустное, но как же его романы пропитаны жизнью! А ведь осень, все детали тяжкого бытия так четко прослеживаются, внутренности сжимаются от неумолимой тоски за этих людей, за весь мир, за себя. Но что-то такое в этих словах, фразах, абзацах дают понять, что… вот она – суть, вот он – вкус жизни, вот как надо любить, чтобы потом не жалеть о совершённом либо несделанном. Вот, что такое настоящая самоотверженная дружба!… Да. Нам есть, чему поучиться.
– Выпьем, ребята! За то, что мы живем! За то, что мы дышим! Ведь мы так сильно чувствуем жизнь! Даже не знаем, что нам с ней делать! (с)