День 8: Книга, которая больше всего похожа на твою жизнь.
Я уже говорила, что не могу воспринимать себя как героя для книги… Но в предверии следующего вопроса скажу, что это Довлатов "Соло на Ундервуде" и "Соло на IBM". Хотя я себе, безусловно очень-очень польстила.
День 9: Любимый персонаж книги.
Это, безусловно, персонаж рассказчика в творчестве Довлатова. Не знаю, как это описать, но во время чтения любой его книги про рассказчика я могу сказать только: "Чёрт возьми, да это же я только с яйцами!". Этот герой мне близок по духу, по взглядам на жизнь да и по поведению тоже. Но то, что он интересен и обаятелен, мне нравится ещё больше. Вообще этот факт, что мой любимый герой очень похож на меня, говорит лишь о том, как я эгоистична и себялюбива. Но я ничего не могу поделать: только похожие на меня герои заставляют себе переживать. Поэтому из недавно понравившихся героинь (поближе к реальной расстановке половых органов) я отмечу маркизу де Мертей из романа де Лакло "Опасные связи". Я вполне могу себя ассоциировать с этой свободолюбивой женщиной.
День 10: Книга, которую ты перечитываешь чаще всего
Милорад Павич "Другое тело" и М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Почему - опять-таки не могу сказать, просто мне нравится читать именно эти тексты. Хотя у Павича я особенно часто перечитываю философскую начинку о связи во времени, полуэротические сцены секса и почти мифические предания о воде из источника и кольце-предсказателе.
Я в принципе тот человек, который лучше перечитает старое, чем познакомится с чем-то новым. Возможно, это связано с тем, что я читаю "для себя", а не по программе лишь в те моменты, когда у менядля этого есть определенный настрой, а книга должна этому настрою соответствовать. И моя довольно неплохая эмоциональная память точно знает, что для достижения какого-то состояния мне нужна именно эта книга. Значит, я перечитываю её. И очень часто я не перечитываю книгу целиком, а открываю свои любимые моменты, переживаю все, что хотела и откладываю книгу для наслаждения ощущениями.
День 11: Книга, которую ты хочешь прочитать.
Уже писала как-то об этом ранее: хочу прочитать книги Акунина о Фандорине.
Д ень 12: Твоя любимая сцена из книги.
Ради этого пункта я всё это и затеяла. Я сразу поняла, о какой сцене здесь напишу, поэтому вы можете оценить степень моей извращенности.
Это всегда была сцена из "Приключений Тома Сойера" (Марк Твен). Конечно, многим нравились различные приключенческие мотивы, но в двадцатой главе там произошло кое-что, что очень крепко засело в моей памяти.
Не буду рассусоливать - просто приведу цитату.
"Учитель Доббинс дожил до седых волос, так и не добившись своей цели. Самой заветной его мечтой было сделаться доктором, но бедность не пустила его дальше сельской школы. Каждый день он доставал из ящика своего стола какую-то таинственную книгу и погружался в чтение, пока ученики готовили уроки. Книгу эту он держал под замком. Все мальчишки в школе умирали от любопытства хоть одним глазком заглянуть в эту книгу, но удобного случая так ни разу и не представилось. У каждого мальчика и у каждой девочки имелись свои соображения насчет того, что это за книга, но не было никакой возможности докопаться до правды. И вот, проходя мимо кафедры, стоявшей возле самых дверей, Бекки заметила, что ключ торчит в ящике. Жалко было упустить такую минуту. Она оглянулась, увидела, что никого кругом нет, — и в следующее мгновение книга уже была у нее в руках. Заглавие на первой странице — "Анатомия" профессора такого-то — ровно ничего ей не сказало, и она принялась листать книгу. Ей сразу же попалась очень красивая гравюра, вся в красках, — совсем голый человек. В это мгновение чья-то тень упала на страницу — на пороге стоял Том Сойер, заглядывая в книжку через ее плечо. Торопясь захлопнуть книгу, Бекки рванула ее к себе и так неудачно, что надорвала страницу до половины. Она бросила книгу в ящик, повернула ключ в замке и расплакалась от стыда и досады.
— Том Сойер, от вас только и жди какой-нибудь гадости, вам бы только подкрадываться и подсматривать.
— Почем же я знал, что вы тут делаете?
— Как вам не стыдно, Том Сойер, вы, уж наверно, на меся пожалуетесь. Что же мне теперь делать, что делать? Меня накажут при всей школе, а я к этому не привыкла!
Она топнула ножкой и сказала:
— Ну и отлично, жалуйтесь, если хотите! Я-то знаю, что теперь будет. Погодите, вот увидите! Противный, противный мальчишка! — И, выбежав из школы, она опять расплакалась.
Озадаченный нападением, Том не мог двинуться с места, потом сказал себе:
— Ну и дура эта девчонка! Не привыкла, чтоб ее наказывали! Чушь какая! Подумаешь, отстегают! Вот они, девчонки, — все трусихи и мокрые курицы. Я, конечно, ничего не скажу старику Доббинсу про эту дуру, можно с ней и по-другому разделаться, и без ябеды обойдется, да ведь что толку? Доббинс непременно спросит, кто разорвал книжку, и ответа не получит. Тогда он сделает, как всегда, — начнет спрашивать всех подряд, сначала одного, потом другого; а дойдет до нее, сразу узнает, кто виноват: у девчонок всегда по лицу все видно. Где им выдержать! Вот и выпорет ее. Да, попала Бекки в переделку, теперь уж ей не вывернуться. — Том подумал еще немного и прибавил: — Ну и ладно! Ей хотелось, чтобы мне влетело, — пускай теперь сама попробует.
Том присоединился к игравшим во дворе школьникам. Через несколько минут пришел учитель, и уроки начались. Том не чувствовал особенного интереса к занятиям. Каждый раз, как он взглядывал в сторону девочек, его расстраивало лицо Бекки. Ему вовсе не хотелось жалеть ее, а выходило так, что он никак не мог удержаться; он не чувствовал ничего хоть сколько-нибудь похожего на торжество. Скоро открылось происшествие с учебником, и после этого Тому пришлось думать только о своих собственных делах. Бекки очнулась от своего горестного оцепенения и выказала живой интерес к происходящему. Том не выпутается из беды, даже если скажет, что это не он облил чернилами книжку; и она оказалась права: вышло только еще хуже для Тома. Бекки думала, что обрадуется этому, старалась даже уверить себя, будто радуется, но не могла. Когда дошло до расплаты, ей захотелось вскочить и сказать, что это сделал Альфред Темпл, однако она удержалась и заставила себя сидеть смирно. "Ведь Том, — говорила она себе, — непременно пожалуется учителю, что это я разорвала картинку. Слова не скажу, даже для спасения его жизни!" Том выдержал порку и вернулся на свое место, даже не очень огорчившись. Он думал, что, может быть, и в самом деле, расшалившись, как-нибудь незаметно опрокинул чернильницу на книжку, и отнекивался только для виду, потому что так было принято не отступать от своих слов из принципа.
Мало-помалу прошел целый час, учитель дремал на своем троне, клюя носом, в воздухе стояло сонное жужжание зубрежки. Скоро мистер Доббинс потянулся, зевнул, отпер стол и протянул руку за книгой, но нерешительно, как будто не зная, брать ее или не брать. Ученики лениво глядели на него, и только двое из них зорко следили за каждым его движением. Мистер Доббинс некоторое время рассеянно вертел книгу, потом взял ее в руки, уселся в кресле поудобнее, собираясь приняться за чтение. Том оглянулся на Бекки. Ему случалось видеть такое загнанное и беспомощное выражение у кроликов, когда в них целятся из ружья. Он мигом забыл про свою ссору с ней. Что-то надо сделать! Сию же минуту! Но как раз эта необходимость спешить мешала ему что-нибудь придумать. И вдруг его осенило вдохновение. Он подбежит к учителю, выхватит у него книгу, выскочит в дверь — и был таков. Но на одну коротенькую секунду он замялся, и случай был упущен — учитель раскрыл толстый том. Если бы можно было вернуть потерянное время! Слишком поздно. Теперь Бекки уже ничем не поможешь. В следующую минуту учитель повернулся лицом к классу. Все опустили глаза. В его взгляде было что-то такое, от чего даже невиноватые затряслись от страха. Наступило молчание, оно длилось так долго, что можно было сосчитать до десяти; учитель все больше и больше распалялся гневом. Наконец он заговорил:
— Кто разорвал эту книгу?
Ни звука в ответ. Можно было расслышать падение булавки. Молчание продолжалось; учитель вглядывался в одно лицо за Другим, ища виновного.
— Бенджамен Роджерс, вы разорвали эту книгу?
Нет, не он. Снова молчание.
— Джозеф Гарпер, это сделали вы?
И не он.
Тому Сойеру становилось все больше и больше не по себе, его изводила эта медленная пытка.
Учитель пристально вглядывался в ряды мальчиков, подумал некоторое время, потом обратился к девочкам:
— Эми Лоуренс?
Она только мотнула головой.
— Грэси Миллер?
Тот же знак.
— Сьюзен Гарпер, это вы сделали?
Нет, не она. Теперь настала очередь Ребекки Тэтчер.
Том весь дрожал от волнения, сознавая, что выхода нет никакого.
— Ребекка Тэтчер (Том посмотрел на ее лицо — оно побледнело от страха), это вы разорвали, — нет, глядите мне в глава (она умоляюще сложила руки), — вы разорвали эту книгу?
Вдруг Тома словно озарило. Он вскочил на ноги и крикнул:
— Это я разорвал!
Вся школа рот разинула, удивляясь такой невероятной глупости. Том постоял минутку, собираясь с духом, а когда выступил вперед, чтобы принять наказание, то восхищение и благодарность, светившиеся в глазах Бекки, вознаградили его сторицей. Воодушевленный своим великодушием, он без единого звука выдержал жесточайшую порку, какой еще никогда не закатывал никому мистер Доббинс, и равнодушно выслушал дополнительный строгий приказ остаться на два часа после уроков, — он знал, кто будет ждать за воротами, пока его не выпустят из плена, и не считал потерянными эти скучные часы.
В этот вечер, укладываясь в постель, Том обдумывал мщение Альфреду Темплу. Бекки, плача от раскаяния и стыда, рассказала ему все, не скрывая и собственной измены. Однако жажда мщения скоро уступила место более приятным мыслям, и Том наконец уснул, но даже и во сне последние слова Бекки все еще звучали в его ушах:
— Ах, Том, какой ты благородный!"
Да, тут есть сцена порки. Да, если бы её не было, для меня сцена потеряла бы свою привлекательность. Простое благородство без вынесения физических наказаний? Фи. Вот так, ещё с детства, во мне жил садист и мазохист. Собственно, ничего не изменилось и порка меня заводит почти в любом виде.