
Достаточно сложно, особенно глядя на ситуацию изнутри, сказать (или оценить), что же со мной произошло за последние полтора года и как с этим жить дальше.
Началось все с выставки в ЭТАЖАХ, которая, признаюсь, далась с очень большим трудом. Тогда казалось – это будет самая большая, нет, пожалуй, даже самая грандиозная выставка в нашей с Заборовской творческой биографии – проект “Red People” в галерее «Глобус». На открытие пришло много зрителей, играла группа «Ким и Буран», я быстро напился и случайно сел на тюбик «Момента», короче – жизнь удалась, будущее представлялось туманным.
Что особенно понравилось тогда в ЭТАЖАХ – проект увидело огромное количество разнообразнейшей публики, в галерее всегда единовременно находились не менее 3–5 человек, многие приходили с детьми, впрочем, фамилию мою так никто и не запомнил, зато человечков увидели все, более того – с ними постоянно фотографировались, фотки впоследствии выкладывались в социальных сетях.
После выставки наступило некоторое пугающее затишье, правда, длилось оно не слишком долго, и, примерно через месяц, предложения начали поступать с космической скоростью, одно за другим. А дальше человечки начали размножаться, сколько их сейчас – никто уже точно сказать не может, счет идет на сотни. Большие человечки прописались под Москвой – у Сергея Гридчина, в Перми (они стоят, сидят и катаются на самокатах прямо в центре города!), посетили Пикник Афиши, побывали в Ростове-на-Дону, Алма-Ате и, конечно же, в Московской школе управления СКОЛКОВО.
Как ни странно, у нашего совсем, казалось, невинного персонажа обнаружилось огромное количество оппонентов, которые довели рекламу проекта до сюрреалистических масштабов. Новости приходили чуть ли не каждый день, только за последний месяц про человечков высказались писатели Проханов и Сорокин, Владимир Вольфович Жириновский, газета “The New York Times” и «Известия», телепрограммы «Честный детектив» и «Честный понедельник», более того – в Перми состоялся митинг местной интеллигенции, недовольной красными человечками, правда, в процессе мероприятия ораторы плавно съехали с темы и продолжили выступать против строительства синагоги (!).
Чаще всего нам задают один и тот же вопрос: «Что вы имели в виду, придумав Красного человека, в чем основная идея?» На него пусть лучше ответят искусствоведы, а для нас – это одна из многочисленных наших работ, просто самая известная. Но, если честно – очень поражает способность людей увидеть в этом наборе брусков такое, чего мы даже и представить не могли, притом, зачастую, это взаимоисключающие вещи. Например, нас периодически обвиняют в симпатиях к коммунистам (из-за красного цвета, вероятно) и тут же уверяют, что мы ненавидим прошлое нашей страны и глумимся над ветеранами (!). Короче – фантазия безгранична.
Проснулся ли я в какой-то момент знаменитым? Нет, ничего такого не было, кажется, все произошло более–менее постепенно, в рабочем порядке, да и вообще – измерить масштабы своей известности очень трудно, практически невозможно.
Достиг ли я всего, о чем мечтал? Нет, не достиг, в Петербурге, похоже, это вообще невозможно, да и, пожалуй, самое интересное для меня – все время находиться в процессе. Нет сомнений – мимолетная популярность очень быстро может обернуться полным забвением, хотя, уже теперь, это менее вероятно, чем раньше.
Успех и известность очень важны для каждого творческого человека, для меня – это, в первую очередь, чрезвычайно удобные инструменты, открывающий новые возможности, позволяющий экономить много времени и нервов на пути к цели.
Неожиданное резюме: к успеху пришел не я, а Красный человек, и это легко проверить, воспользовавшись Гуглом. Теперь уже можно сказать совершенно определенно – наш герой начал жить своей, отдельной, взрослой жизнью, что, разумеется, не может не удивлять, более того – он со временем стал гораздо популярнее, чем его авторы.
Да, еще момент – всем движет скандал, реальное качество работы может оценить лишь узкий круг профессионалов.