Предисловие.
Нет книг нравственных или безнравственных. Книги написаны или хорошо, или плохо. И в этом вся разница.
У художника не бывает болезненного воображения. Художник вправе изображать всё.
I глава.
Красота, подлинная красота, закнчивается там, где начинается интеллектуальность.
В судьбе людей, физически или интеллектуально превосходящих других, есть что-то роковое.
И знаешь, мне нравится иметь от других секреты. Это, пожалуй, единственное, что может в наши дни сделать жизнь увлекательной и загадочной. Самая обычная вещь, если скрываешь её от людей, начинает казаться интригующей.
Никогда не говоришь ничего нравственного и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм - просто поза.
Во фраке и белом галстуке кого угодно, даже биржегого маклера, могут принять за цивилизованного человека.
Не так уж и плохо, если дружба начинается со смеха, но ещё лучше, если она смехом же и заканчивается.
Ты ко всем относишься одинакого хорошо - иначе говоря, тебе все одинакого безразличны.
В близкие друзья я выбираю себе людей с хорошей внешностью, в приятели - людей с хорошей репутацией, в недруги - людей с хорошими мозгами. Тщательнее всего следует выбирать недругов. Среди моих врагов нет глупцов. Все они- люди мыслящие и поэтому умеют меня ценить.
Все мы не выносим людей с теми же недостатками, что у нас.
Нет ничего такого, чего не могло бы выразить искусство.
Я никогда не позволю им рассматривать моё сердце под микроскопом.
У меня возникает ощущеие, что я отдаю всю свою душу человеку, для которого она всё равно что цветок в петлице - украшение, тешащее тщеславие, безделушка, которая может наскучить за один летний день.
Высокообразованный, информированный человек - вот каков современный идеал. Ну а мозг такого высокообразованного, информированного человека - это нечто ужасное!
Те, кто верен в любви, знают её лишь с банальной стороны. Драматическую же сторону любви узнают только те, кто в любви непостоянен.
Любопытно, что представители каждого общественного слоя считают наиболее важным как раз те добродетили, без которых они сами прекрасно обходятся: так, богатые проповедуют бережливость, а бездельники любят распостраняться о том, как возвеличивает человека труд.
Женщины - во всяком случае наиболее добродетельные из них - не придают такого уж значения мужской красоте.
II глава.
Его прихоти - закон для кого угодно, кроме него самого.
А хорошего влияния вообще не бывает, мистер Грей. Любое влияние безнравственно - безнравственно чисто с научной точки зрения. Потому что оказать влияние на другого - начит вложить в него свою душу. И тогда человек начинает думать чужой головой, жить чужими страстями.<…>Ведь главная цель жизни - самовыражение.
Между тем, люди в наше время стали боятся сами себя.
Боязнь общственного мнения и страх перед Богом - вот две силы, что движут нами. И всё же…
Даже самые смелые из нас не отваживаются быть самими сабой. Самоотречение, трагический пережиток.
Величайшие мировые события происходят прежде всего в голове чловека.
Музыка не создаёт в нас новых миров, она лишь создаёт новый хаос.
Ах, слова, слова, безобидные слова - до чего же они на самом деле чудовищны!До чего конкретны, откровенны и жестоки! От них никуда не денешься. И вместе с тем - какая в них неуловимая магия! Они обладают удивительной способностью придавать пластичную форму вещам абсолютно бесформенным, в них есть своя музыка, столь же сладостная, как музыка виолы или лютни. Всего лишь слова! Но разве есть на свете что-нибудь реальнее и весомее слов?
Исцелить душу можно лишь с помощью ощущений, а ощущения - лишь с помощью души.<…>В этом и состоит один из величайших секретов жизни: исцелять душу посредством чувств, а чувства - посредством ощущений.
Молодость - единственное богатство, которое соит беречь.
Всегда?! Ах, до чего ужасное слово! Меня всякий раз передёргивает, когдая я слышу его. Зато его обожают женщины.Они могут испортить даже самый пылкий роман, пытаясь продлить его навсегда. К тому же это слово лишено всякого смсыла. Единственная разница между увлечением и любовью "навсегда" заключается в том, что увлечение длится дольше.
Я обожаю простые удовольствия. Они поседнее прибежище для непростых натур.
Человек наделён чем угодно, только не разумом.
В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.
Но ведь даже когда речь идёт о любви, верность можно считать вопросом чисто физеологическим, ничуть не зависящим от нашей воли. Молодые люди хотели бы сохранять верность, но не могут, старики хотели бы её нарушать, но тоже не могут. Вот и всё, что можно сказать на этот счёт.
Хотел бы я сам себе доверять!
III глава.
Великое аристократическое искусство абсолютного ничегонеделания.
Его жизненные принципы давно устарели, зато его предрассудки были вполне современны.
За изысканной красотой всегда скрывается что-то трагическое. Как же мноо нужно в мире страданий, чтобы расцвел самый скромный цветок…
Я бы ничего не стал менять в Англии, кроме погоды, и вообще меня больше устраивает роль созерцателя.
Человечество относится к себе уж слишком серьёзно. Это его первородный грех. Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы совершенно по иному пути.
Чтобы вернуть свою молодость, достаточно повторить её безрассудства. <…> Это один из секретов продления жизни. В наши дни большинство людей умирают от всё более овладевающего ими благоразумия, и, только когда уже слишком поздно, они начинают сознавать, что единственное, о чём человек никогда не жалееь, - это его ошибки.
Я слишком люблю читать книги, чтобы самому их писать.
IV глава.
Пунктуальность - вор времени.
В наше время люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить.
Мужчины женятся, устав от олостой жизни, женщины выходят замуж из любопытства. И тех, и других ждёт разочарование.
Самая великая тайна жизни - это вечтное стремление человека найти красоту.
Собственический инстинкт - вот что такое верность. Мы многое бы выбрасывали, если бы не боялись, что выброшенное тут же подберут другие…
То, что было хорошо длянаших родителей, для нашего поколения уже недостаточно хорошо. В искусстве, как и в политике старики никогда не бывают правы.
Миром движут личности, а не идеи.
Люди часто отдают другим то, в чём сами больше всего нуждаются.Вот что я называю настоящим великодушием!
Из всех художников, которых я лично знал, только бездарные были обоятельными людьми. Талантливые же личности живут только тем, что творят, поэтому сами по себе неинтересны. Великий поэт - подлинно великий поэт - самое непоэтичное существо на свете. Но второразрядные поэты - люи просто обворожительные. Чем невыразительнее их поэзия.ю тем живописнееони выглядят. Если человек выпустил книжку плохих сонетов, можно заранее сказать, что он совершенно неотразимю Жизнь такого человека наполнена той поэзией, которую он он не в состоянии выразить в своих стихах. А великие поэты изливают на бумаге ту поэзию, которую не осмеливаются вносить в свою жизнь.
Свои собственные изыскания он начал с тоо, что подверг вивисекции самого себя, а закончил тем, что стал подвергать вивисекции других. Жизнь человеческая - вот что казалось ему единственно достойным предметом для изучения.
V глава.
Должны же люди хоть иногда быть серьёзными.
VI глава.
Женщины - удивительно практичный народ. они намного практичнее нас, мужчин. Мы в такие минуты зачастую забывам, что от нас ждут предложения руки и сердца, но женщины нам всегда напоминают.
Быть человеком хорошим - значит быть в гармонии с самим собой.А кто вынужден быть в гармонии с другим, тот в раладе с самим собой. Для человека главное- его собсвенная жизнь. Индивидуализм - вот высшая цель.
VII глава.
И любовь, и искусство лишь формы подражания.
Только два типа людей по-нстоящему интересны -те, кто знает о жизни решительно всё, и те, кто о ней решительно ничего не знают.
Я узнала любовь не искусственную, а настоящую. Искусство - лишь её бледное отражение.
В страданиях тех, кого разлюбили, всегда есть что-то жалкое и смешное.
VIII глава.
Нет ничего мучительнее неизвестности.
Самобичевание доставляет нам своего рода наслаждение. К тому же, когда мы себя виним, мы знаем, что никто другой винить нас уже не вправею Отпущение грехов даёт нам не столько священник, сколько сама исповедь.
Над благими намерениями тяготеет злой рок:челоек решается на них слишком поздно.
Благие намерения - то ничто иное, как тщетные попытки идти против законов природы.
Эта невероятная женская память - что за наказание!
Человк должен вбирать в себя краски жизни, но ни в коем случае не помнить её подробностей. Подробности всегда банальны и вульгарны.
Скорее всего, данное предметом моей любви обещание пожертвовать для меня всем на свете. Это ужасное обещание: оно порождает у человека страх перед вечностью.
Ведь вся прелесть прошлого в том, что оно - прошлое. А женщины никогда не хотят замечать, что занавес опустился. Им непременно подавай шестой акт! Им нужно, чтобы спектакль продолжался даже тогда, когда теряешь к нему всякий интерес. Дай им волю, так всякая комедия имела бы трагическую развязку.
Кроме того, ничто так не льстит женскому тщеславию, как репутация грешницы. Совесть всех нас делает эгоистами…
Лучшее утешение для женщины - отбитьчужого поклонника, когда не можешь удержать своего, и те, кому это удаётся, пользуются в обществе особенно безупречной репутацией.
Женщины - существа, наделённые примитивными инстинктами, поэтому обожают жестокость. Мы им подарили свободу, но они всё равно по сути своей остаются рабынями и не могут обходиться без господина.
В наш век люди слишком много читают, чтобы быть мудрыми, и слишком много думают, чтобы быть красивыми.
IX глава.
Только ограниченным людям нужны годы, чтобы забыть о каком либо чувстве или впечатлении. Человек же, умеющий владеть собой, расстаётся с печалью так же легко, как и находит новые источники радости.
Стать наблюдателем собственной жизни - значит уберечь себя от страданий.
Наверно, никогда не стоит пытаться выразить в словах, как боготворишь человека.
Никому ещё не приходилось встречать свой идеал два раза в жизни. Да и один раз он мало кому встречается.
Что-то трагическое в дружбе, окрашенной романтической влюблённостью.
X глава.
Прошлое можно изгладить раскаинием, забвением или отречением от него, грядущее же неотвратимо.
XI глава.
Первым и величайшем искусством была Жизнь, все другие искусства - только её украшением.
Люди инстинктивно боятся страстей и ощущений, которые могут оказаться сильнее их.
Гедонизм должен научить людей наслаждаться каждым мгновением жизни, ибо и сама жизнь - лишь переходящее мгновение.
Мы с ужасом начинаем осознавать, что обречены непрерывно тратить попусту силы, вертясь всё в том же приычном кругу опостылевших нам занятий.
XIII глава.
В каждом из нас одновременно и рай и ад!
XIV глава.
Иногда то, что мы считает мёртвым, долго ещё остаётся живым.
XV глава.
Пожалуй, человек ведёт себя естественнее всего тогда, когда вынужден притворяться.
Мужей очень красивых женщин слудует относить к преступному классу.
Просто чудовищно, что в наше время стало принято говорить за нашей спиной такие вещи о нас, которые являются абсолютной и неопровержимой правдой.
Если женщина выходит замуж во второй раз, значит, она терпеть не могла первого мужа.Если мужчина женится во второй раз, значит он боготворил свою первую жену. Женщины надеются найти в браке счатье, мужчины боятся потерять его в браке.
Женщины любят нас, мужчин, за наши недостатки, и, сли этих недостатков достаточно много, они готовы нам простить что угодно, даже наш интелект…
Мужчина может быть счастлиым с любой женщиной - но только если он её не любит.
Умеренность - в высшей степени пагубная привычка, подобная прозаическому обеду, тогда как неумеренность - это праздничный пир.
XVI глава.
Говорят, у человека, одержимого страстью, мысли вращаются по замкнутому кругу.
Да, безобазие мира - это единственная реальность.
XVII глава.
Глупость уровновешивается богатсвом, а порок - лицемерием.
-А как насчёт искусства?
-Это болезнь.
-А любовь?
-Иллюзия.
-А религия?
-Модный сурогат Веры.
-Да-а, вы неисправимый скептик.
-Ничуть! Ведь скептицизм - это то, с чего начинается Вера.
-Так кто же вы, в таком случае?
-Дать определение - значит ограничить узкими рамками.
А ведь женщины правят миром.Уверяю вас, мы терпеть не можем посредственность.
Любовь питается повторением, и только повторение превращает вульгарное вожделение в искусство. Притом, каждый раз когда влюбляешься, любишь впервые. Предмет страсти меняется, а страст остаётся неизменной. Перемена объекта только усиливает её. Жизнь дарит человку в лучшем случае, только одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение повторялось как можно чаще.
Ребёнок, обжёгшейся огнём, всё равно к нему тянется.
Видно, храбрость окончательно покинула мужчин и перешла к женщинам. А для нас быть храбрым - это непревычно.
XVIII глава.
Страсти эти либо убивают человека, либо умираю сами. Мелкие горести и неглубокая любовь живучи. Великая любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы.
Судьба не шлёт нам предвестников - для этого она слишком мудра или слишком жестока.
Женщины обожают совершать рискованные поступки!
Основание у всякой сплетни одно - уверенность в безнравственности человека.
Знание пагубно для любви.Только неопределённость пленяет нас.В тумане всё кажется таким необыкновенным.
XIX глава.
Да, да, приобщиться к цивилизации - дело совсем нелёгкое. Для этого есть два пути: один - культура, а другой порок.
Но ведь даже с самыми дурными привычками трудно расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они - неотъемлимая часть нашего "я".
Кто к жизни относится как художник, тому мозгом служит душа.
Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остаётся молодым…