«Где был ты, когда я полагал основания земли? Скажи, если знаешь». Книга Иова, глава 38.4.
Безграничный мир абстрактной реальности — создание вселенной, зарождение Земли, появление жизни на ней — один из самых апофеозных режиссёров современности Терренс Малик создал его усилиями безграничного воображения. Наполнил вселенную динозаврами и людьми, создал из частного общее, и сделал это лучше кого-либо на той самой планете, про которую снял свою новую картину «Древо жизни».
Безусловно, Малик может гордиться собой: ему удалось олицетворить то, что до него удавалось лишь гениальным художникам и писателям. Сняв фестивальную симфонию о смысле выбора человека, бывший профессор философии добился, по крайней мере, того, что придал характер абстрактному, очертил рамками сущность человеческого выбора.
Кино о человеческом выборе — оно наиболее символично. Именно выбор становится точкой начала формирования истинного характера человека. И этот путь, подчёркнутый абстрактными и глубоко символичными образами, завораживает. Он заставляет вслушиваться в проповедь Малика.
При этом маститый режиссёр не стесняется навязывать аксиомы. Ему это боле чем позволительно. И первая же из них неоспорима: в жизни есть два пути — путь природы, и путь благодати. Первый соответствует человеку жёсткому, эгоистичному, а второй — мягкому и покорному.
Глава семейства мистер О`Брайан (Бред Питт) — бывший морской пехотинец — диктатор в семье, грозный лидер, поведение которого подразумевает безропотное повиновение окружающих. Такой позиции никоим образом не противится его супруга миссис О`Брайан (Джессика Честейн) — девушка, выросшая в монастыре, для которой библейское всепрощение является смыслом жизни. Она любит всё то, что ей близко. И в тот момент, когда глава семейства жестоко срывается на сына, едва не избив его за обеденным столом за сущий пустяк, она со слезами на глазах пытается уберечь младшего сына от такой же участи.
Социальная тематика воспитания детей, которое проходит на фоне двух совершенно разных родительских характеров, не столь важна. Философия их жизненного пути рано или поздно должна пересечься, но в каком направлении пойдёт их развитие — знает один только Малик, который в итоге окажется абсолютно прав. Поставив во главу повествования духовное развитие старшего сына (Хантер МакКракен — в детстве, Шон Пенн — в зрелости), Малик указывает на тяжесть принимаемого решения, на то, как закалялся его характер. Именно этот выбор должен сыграть ключевую роль в жизни юного человека.
Но Малик не был бы Маликом, если бы всё было так просто. Снискав славу почти 40 лет назад после выхода «Пустошей», едва ли не при жизни став классиком, 67-летний режиссёр окрасил проблему выбора фестивальными и авторскими изысками. Американская семья 50-х годов прошлого века стала своеобразной точкой отсчёта — абстрактным идеалом Малика. Именно с позиции американца середины прошлого века удобнее всего было рассказывать универсальную жизнь об осмыслении человеком своего выбора. В конце концов, именно в эти годы Малик был ровесником Джека. Сложно сказать со стопроцентной уверенностью, но история главного героя так или иначе пересекается с жизнью режиссёра — отчасти картина получилась автобиографичной.
Отдельное место в жизни семье О`Брайан занимает религия: искренне религиозна миссис О`Брайан, что соответствует её жизненному пути, в свою очередь, её супруг посещает церковь лишь в трудные моменты своей жизни, чтобы получить знак от Всевышнего — он один может помочь ему удержаться на плову, когда ситуация выходит из-под контроля.
Однако дело далеко не в личном отношении героев к вере: глобальная тема религии связана с карой. Пусть в картине и упоминается только католичество, но тема наказания во всех вероисповеданиях одинакова.
Малик рассказал не только о человеческом выборе, он провёл яркую черту между добром и злом, между человеком и животным, между навязываемым и избранным. Он не забыл и о том, что истории человечества предшествовала эра динозавров, но много миллионов лет тому назад их не стало — один динозавр заставил послушаться другого, и тот безропотно повиновался, опустив лапы и перестав сопротивляться. В мире динозавров сила взяла верх над волей — поставив лапу на морду младшего сородича, один ящер заставил другого приспособиться. И за это Господь послал наказание живым существам — на планету упал метеорит. Как небесспорно посчитал Малик, именно это стало причиной гибели целого вида разумного существа.
Но человек отличается от динозавров — примитивных в нынешнем понимании, но самых развитых существ на момент своего существования, — у него более высокий уровень чувств, разума и воли. Он может противиться мнению другого и делать выводы, избирать свой путь, несмотря на все преграды.
Мальчишка Джек, как динозавр, подвластен воле отца: его характер формируется в зависимости от его требований. Он одновременно ненавидит его и обожает. С другой стороны, перед его глазами яркий образ матери, с уст которой не сходит улыбка, которая любит его всем сердцем. Джек на распутье — последовать за отцом или остаться с матерью.
«Отец. Мать. Вы всегда будете бороться внутри меня»
Джек ещё в юности сделал свой выбор, в какой-то степени обойдя аксиому Малика. Гениальное утверждение гениального режиссёра оказалось уникальным, ведь помимо двух путей существует ещё и «золотая» середина. То, при каких обстоятельствах Джек сделал это — и есть смысл картины.
Гимн жизни Терренса Малика прозвучал. Долгое и даже мучительное ожидание картины, ставшей новой вехой авторского кинематографа, достойного главного приза Каннского фестиваля. Украшенное невероятной операторской работой, музыкальными изысками симфонического оркестра, церковного хора, «Древо жизни» оставит свой след в истории мирового кинематографа. На протяжении долгих лет номинанты «Оскара» композитор Александр Деспла и оператор Эммануэль Любецки под руководством Малика создавали тонкий шедевр, отшлифованный и продуманный до мельчайших деталей.
Однажды мудрый Фредди Меркьюри сказал: «Если завтра я умру — мне плевать, я всё успел сделать». Терренс Малик успел сделать всё.