В творчестве фотографа есть много чего. Объектив, вспышка, композиция, паспарту, баланс белого, минилаб, тисненая бумага и проч. Но редко кто говорит про эстимейт, хотя это понятие играет гораздо большую роль, чем все справочники, учебники и фотоальбомы вместе взятые. Про эстимейт мы можем услышать разве что в связи с торгами Sotheby's и Christie's, дескать, фотография русского эмигранта Васи Пупкина была выставлена на торги, и ее эстимейт составил $1 ООО. А купили, допустим, за $50 тыс. Осведомленные интернет-пользователи сразу же замечают, что это загадочное слово означает «предварительная стоимость, от которой будут отталкиваться во время аукционных торгов», Мне, человеку, воспитанному в советских реалиях, это прекрасно понятно — стартовая цена, но заморские торгаши упорно используют загадочное слово «эстимейт». Что же это за зверь такой? Попробуем разобраться…
Да, действительно, эстимейт означает стартовую цену, но он влияет на ее формирование. Я имею в виду настоящий эстимейт, а не тот, который выдают за стартовую цену. Так вот, настоящий эстимейт представляет собой некую совокупность качеств, которыми обладает автор фотографии, картины или скульптуры. Например, студентка второго курса ВГИКа, победившая в читательском конкурсе фотожурнала, имеет меньший эсти-мейт, чем, например, министр культуры. А если министр культуры еще к тому же и мертвый, то его эстимейт возрастает в разы. Это ответ на многочисленные вопросы читателей журнала F&V: а почему вот эти фотографии, которые были на выставке, такое унылое дерьмо? Да потому что у человека, который их выставил, эстимейт выше, чем у вас, пасущихся на популярных фоторесурсах, читающих умные книжки и совершенствующих съемочную технику. Вместо того чтобы до пяти утра сидеть в форуме, обсуждая принципы композиции, лучше подумайте, как организовать свою пер-
сональную выставку в ближайшем ДК. И не надейтесь на спонсоров — скорее всего, вам придется все делать за свои деньги. Зато собственный эстимейт немного взрастите.
Бывшему сотруднику президентского аппарата не нужно заботиться о своем эсти-мейте, он у него и так большой и пухлый, да и денег много. Поэтому его фотографии с руками отрывают. Собственно, ему и уметь фотографировать особо не надо — эстимейт решает все. Чувствуете разницу: умение фотографировать и большой эстимейт? Фотографы-любители фотографировать умеют, но они никому не нужны, в то время как снимки обладателей большого эстимейта идут нарасхват. Так плюньте на фотографию и займитесь своим эстимейтом!
Выставки, частные коллекции, публикации — все это работает на ваш эстимейт. Чем больше вы засветитесь, тем больше строчек будет в описании вашего эстимейта. Но учтите, что на этом непростом пути вы столкнетесь с теми людьми, которые фотографировать совершенно не умеют, но которые хорошо наловчились отращивать собственный эстимейт другими способами. Например, эпатаж. Вывести толпу голых людей на улицы города и сфотографировать. В чем сокровенный смысл этого снимка? Противопоставление природной сущности человека индустриальным плодам цивилизации, природного и искусственного? Не знаю. Но для этих целей имеется целая армия болтунов, и они живо сварганят заумную объясняловку, которую, как правило, без стакана не прочитать. Этакие эстимейторы — специалисты по формированию эстимейта.
Директору банка не нужно уметь фотографировать — эстимейт он и так заработал. Артисты, певцы, спортсмены, телеведущие и прочие популярные личности — в аналогичной ситуации. Ну, а государственным деятелям сам бог велел заниматься фотографией. Эстимейт они наработали другим путем, поэтому фотографии можно выставлять и продавать — умение фотографировать им ни к чему.
Вот и получается, что фотографы — сами по себе, а фотобизнес, аукционы, культурные ценности и стоимость этих культурных ценностей — сами по себе. Поэтому давайте перестанем задавать глупые вопросы: а почему эта фотография стоит миллион долларов? Эта фотография стоит миллион долларов потому, что у ее автора огромный эстимейт. Причем заслуга в его формировании отнюдь не у автора, а у профессиональных эстимейторов (критики, кураторы, журналисты, издатели и PR-менеджеры). Они просто решили сделать этого фотографа самым дорогим фотографом, и теперь его работы стоят по миллиону долларов. И каждый раз на торгах накидывается сумма. Почти как на рынке недвижимости — квадратный метр дорожает только потому, что этого хотят риелторы. И только они знают, когда наступит кризис. А когда он наступит, ваши фотографии девочек-подростков — мечта педофила, которые стоили целое состояние, превратятся в стопку порнографических открыток, потому как «конъюнктура изменилась, и культурной ценности они больше не представляют». Без лоха и жизнь плоха!
Подведу итог. Если вы наивны и глупы, продолжайте совершенствовать свои фотографические навыки, посещайте мастер-классы, покупайте фототехнику, ходите на выставки и выкладывайте свои фотки на популярные фоторесурсы. Только помните, этим вы ничего не добьетесь — ни гроша. А вот если вы решили зарабатывать на фотографии, тогда выбросьте всю эту чепуху из головы и займитесь увеличением собственного эстимейта. А как это правильно делать, я вам не скажу!