Вы когда-нибудь были на армянской свадьбе? Если не были, то считайте, что вы вообще не знаете, что такое свадьба. Потому что все остальное — это жалкая пародия на свадьбу, а армянская свадьба — это сказка, а не свадьба. Вот что такое свадьба по-московски? Сколько к ней готовятся? Полгода? Три месяца? Месяц? Это же просто стыд и позор. Или «сироты женятся». Потому что, если бы у людей были родственники, они бы объяснили, что по-хорошему к свадьбе надо готовиться с детства. Иначе какой смысл в том, что вы делаете, зачем живете, если вам замуж некого выдать по-человечески.
Все начинается еще в раннем детстве, когда приличные люди, собираясь у родственников, уже понимают, что на каждый товар есть свой купец.
— Ваша Седа такая красавица, через пять-шесть лет ей проходу давать не будут.
— Вот пусть ваш Гарик за ней и присмотрит.
— Ваша Ануш еще в школе? Вай, никогда не скажешь! Как будто уже на втором курсе мединститута учится.
— Ваш Грантик тоже красавец, весь в дедушку. Когда Грант Тиграныч шел по Еревану, все девушки из окон вываливались, такой был красавец. Копия Фрунзика Мкртчяна. Многие даже автограф просили, а милиционеры честь отдавали.
Такие разговоры сопровождают все родственные посиделки вплоть до совершеннолетия молодых. Причем некоторые молодые за это время настолько привыкают друг к другу, что к моменту перехода от разговоров к делу уже искренне друг друга начинают любить. Замечу, что по сей день среди армян очень низок уровень разводов. Их практически не бывает, потому что этот «хайтарак» (то есть позор) никому не нужен.
Переход от слов к делу — это самое интересное. Он проходит в два этапа. Вначале слово должно быть дано окончательно. Эта встреча называется «хоск узел». То есть у родителей невесты берется честное армянское слово, что их дочь уже занята. Дальше начинаются регулярные встречи между родителями жениха и невесты, во время которых идет сговор. Апофеозом этого сговора становится вручение невесте главного кольца («ншан днел» ;), что является свидетельством состоявшейся помолвки и согласия невесты и ее семьи на сделанное им предложение. К «ншану» готовятся долго. Кольцо не обязательно должно быть только что купленым. Армяне знают толк в украшениях, умеют их ценить, хранить и передавать по наследству. И плевали они на ваш пятикаратный «Графф»! Вы даже еще не знали, как выглядят бриллианты, когда Арусяк Гаспаровна носила свою знаменитую желтую тройку. Однажды она отдыхала в Пицунде и камень из серьги выпал. Всем пляжем искали, не нашли. На второе утро пришли на пляж, солнце вошло в зенит, и прямо на том месте, где Арусяк Гаспаровна лежала, столб света как засверкал — весь пляж сбежался. А там в песке ее камень, целехонький, и лежит. Вот что значит бабушкины бриллианты. Это барахло современное тоже можно подарить, но тогда надо брать побольше, потому что рекомендаций никаких нет: ни Арусяк, ни Амаля, ни даже жена Микояна их не носили. Поэтому эти камни — ничто по сравнению с теми, что носили наши предки. Серьги, кольца, часы — все это дарится невесте по мере возможности. А возможности, как вы знаете, бывают разными.
Вот мои рабочие хотели на помолвку подарить невесте два позолоченных кресла, которые у меня в кладовке нашли. Точная копия кресел фараона, как мне сказали. Была бы Киркоровым, только на них и сидела бы. Золотые, блестящие, с головками сфинксов вместо подлокотников — как сядешь, сразу другим человеком становишься. Но испугалась, поэтому в кладовку спрятала. Мои армянские рабочие нашли, а у них как раз помолвка намечалась, стали уговаривать взаимозачет сделать. Такая вещь пропадает. А мы, говорят, молодых во время помолвки посадим, все родственники обалдеют.
После помолвки молодые получают официальное разрешение встречаться. Могут на машине кататься, в кино, в театр ходить, наверное, даже целуются, но не в губы. А с другой стороны, куда спешить? Вся жизнь впереди, нацелуются еще. Раньше эти правила вызывали молчаливый протест у молодых, но теперь, в период бесконечных контактов и неограниченных возможностей, армяне только ухмыляются, намекая на то, что и это они предвидели вместе с концом света. Поэтому лучше всех и подготовились. Эти правила не мы придумали и не нам их менять — так думает каждый армянин, передавая из поколения в поколение правила жизни. К слову сказать, армяне всегда были малоассимилируемым народом, который потом даже из Лос-Анджелеса сумел сделать Лос-Армению.
Но вернемся к свадьбе. Это не свадьба, а сказка. Одновременно тридцать «Бентли» я видела только один раз, конечно же, на армянской свадьбе. Не поленилась, посчитала. Все черные блестящие, с хромированными дисками. Сразу видно, на свадьбу приехали. Здесь никто и никогда не опаздывает. Здесь все только ждут самых уважаемых гостей и тут же начинают торжество. Часто на свадьбах самых выдающихся армян можно увидеть и президента Армении Сержа Саргсяна. Только один раз в своей жизни я видела танцующего президента, и это был президент Армении. Удивительное зрелище, когда все мужчины становятся в круг и начинают танцевать. И нет никакой разницы между теми, кто богат и успешен, и теми, кто просто приходится им родственниками. В танце все равны, как и в порыве, когда все дружно начинают скандировать: «Вперед, Армения!» («Арач, Хаястан!» ;). Такой патриотизм можно встретить разве что в американских фильмах. А армянская свадьба, помимо узаконивания отношений очередной пары, всегда является для каждого из приглашенных возможностью почувствовать свою принадлежность к великой нации, которая, пережив геноцид, не сломалась, а сумела выжить с гордо поднятой головой. Поэтому не удивляйтесь, если где услышите, что у Азнавура, Шер и даже Андре Агасси есть квартиры в Ереване. Это никакие не выдумки, это чистая правда. Как и то, что они соседи моего друга Рубика. Он сам, кстати, мне и сказал, что они его соседи. Не верите? Ладно. Вы Арменчика знаете? Не знаете. Ничего хорошего в этом нет, потому что Арменчика знает вся Америка. Мы с Арменчиком познакомились в Москве, на армянской свадьбе. Я никак не могла понять, как артиста могут звать просто Арменчик. Каждая бабушка так зовет своего внука, но не на сцене же. Арменчик меня успокоил, сказал, что в «Мэдисон-сквер-гарден» тоже удивлялись, пока он там не выступил.
Представьте себе, приходит такой себе Арменчик лет под тридцать, рост под метр девяносто, весом от ста двадцати кг в «Мэдисон-сквер-гарден» и говорит, что хочет выступать в этом зале три дня. К слову сказать, английский — не самая сильная сторона Арменчика, он все больше на родном армянском разговаривал в Америке. В общем, увещевания на тему того, что и у Миннелли с Шер не всегда здесь аншлаги, Арменчика не остановили. Поэтому — на, Америка, получай! «Ледис энд джентльмен, сегодня в «Мэдисон-сквер-гарден» сольный концерт настоящей звезды Арменчика!»
На армянских свадьбах поют без остановки. Арменчик, Араме, Ева Ривас, Тата Симонян. Кстати, Марго, он не твой родственник? Тата — один из самых дорогих армянских певцов, который сумел собрать аншлаг даже в Staples (главная спортивная арена LA). Это ему принадлежит легендарная фраза: «В Голливуде мы говорим на армянском, потому что половина Лоса (так армяне называют Лос-Анджелес) армяне!» И ведь правду говорит. Кому принадлежит Лас-Вегас? Киру Киркоряну. Кто считается самыми крупными импортерами черной икры в мире? Братья Петросян. Эх, представляю, какие таросики на их свадьбах. А, вы же не знаете, что такое таросик! Если армянин хочет вам пожелать удачи и благополучия, он вам говорит: «Тароса кес ели». На свадьбах таросики могут выглядеть по-разному: от шоколадных конфет ручного изготовления до золотых шкатулок с памятной гравировкой имен брачующихся. Получение такого подарка на свадьбе является знаком того, что молодые делятся с вами частичкой своего счастья.
Молодые вообще на своей свадьбе всячески стараются развлечь гостей. Чего стоит один фильм об их любви. Эти фильмы я готова смотреть до бесконечности. Если бы кто-то додумался выкладывать их на YouTube, то они абсолютно точно стали бы лидерами просмотров, точно задали бы новый тренд. Это только армяне додумались снимать молодых в каких-нибудь красивых интерьерах, когда под Леграна молодой настигает молодую, берет ее за руку, ведет на улицу и вместе они начинают качаться на качелях. Или прятаться друг от друга за деревьями в лучших индийских традициях. Причем следить надо за молодой, потому что с каждым кадром количество украшений на ней увеличивается. К концу фильма на ней уже поблескивают, переливаясь, все бриллианты, полученные с момента «хоск узел» до, собственно говоря, самой свадьбы. После фильма в зале появляются сами молодые, ведомые «кавором» и «каворкой». Это, друзья мои, не просто свидетели, это крестные молодой семьи, которые должны их сопровождать и помогать им всю жизнь, а не просто погулять на свадьбе и потеряться в водовороте событий.
И с этого момента, получив благословение старших, а в отдельных случаях и самого католикоса Гарегина Второго, начинается праздник. Пьют мало, поют и танцуют много. Я долго размышляла над тем, почему все-таки не пьют, не дерутся и не бьют посуду? Ну а если вы бы готовились к свадьбе всю жизнь, разве вы не постарались бы ее запомнить во всех мелочах, практически по-трезвому? Чтобы потом своим внукам рассказывать, кто у вас на свадьбе что говорил, что подарил и как выглядел. Когда моя семидесятилетняя бабушка начинала в подробностях вспоминать свою свадьбу, вплоть до имен всех приглашенных, включая подарки, которые они подарили, мне казалось, что она, мягко говоря, фантазирует. Через много лет, попав на армянскую свадьбу, я поняла, что все, о чем она говорила, правда.
Просто уж слишком похоже на сказку, а в ней, как вы знаете, всегда есть урок. А урок простой. Готовиться к свадьбе надо начинать с детства. Если, конечно, хотите быть всю жизнь счастливыми с одним человеком и в старости рассказывать внукам, кто именно подарил вам на свадьбу два одинаковых сервиза.