Аркадий Аверченко. Пропавшая калоша Доббльса
Мы сидели в своей уютной квартирке на Бэкер-стрит в то время, когда за
окном шел дождь и выла буря. (Удивительно: когда я что-нибудь рассказываю о
Холмсе, обязательно мне без бури и дождя не обойтись… ;)
Итак, по обыкновению, выла буря, Холмс, по обыкновению, молча курил, а
я, по обыкновению, ожидал своей очереди чему-то удивиться.
- Ватсон, я вижу, у тебя флюс.
Я удивился.
- Откуда вы это узнали?
- Нужно быть пошлым дураком, чтобы не заметить этого! Ведь вспухшая
щека у тебя подвязана платком.
- Поразительно!! Этакая наблюдательность.
Холмс взял кочергу и завязал ее своими жилистыми руками на шее в
кокетливый бант. Потом вынул скрипку и сыграл вальс Шопена, ноктюрн
Нострадамуса и полонез Васко да Гама.
Когда он заканчивал 39-ю симфонию Юлия Генриха Циммермана, в комнату с
треском ввалился неизвестный человек в плаще, забрызганный грязью.
- Г.~Холмс! Я Джон Бенгам… Ради бога помогите! У меня украли…
украли… Ах! Страшно даже вымолвить…
Слезы затуманили его глаза.
- Я знаю, - хладнокровно сказал Холмс, - у вас украли фамильные
драгоценности.
Бенгам вытер рукавом слезы и с нескрываемым удивлением взглянул на
Шерлока.
- Как вы сказали? Фамильные… что? У меня украли мои стихи.
- Я так и думал. Расскажите обстоятельства дела.
- Какие там обстоятельства! Просто я шел по Трафальгар-скверу и,
значит, нес их, стихи-то, под мышкой, а он выхвати, да бежать. Я за ним, а
калоша и соскочи у него. Вор-то убежал, а калоша - вот.
Холмс взял протянутую калошу, осмотрел ее, понюхал, полизал языком и
наконец, откусивши кусок, с трудом разжевал его и проглотил.
-Теперь я понимаю! - радостно сказал он.
Мы вперили в него взоры, полные ожидания.
- Я понимаю… Ясно, что эта калоша резиновая!
Изумленные, мы вскочили с кресел.
Я уже немного привык к этим блестящим выводам, которым Холмс скромно не
придавал значения, но на гостя такое проникновение в суть вещей страшно
подействовало.
- Господи помилуй! Это - колдовство какое-то!
По уходе Бенгама мы помолчали.
- Знаешь, кто это был? - спросил Холмс. - Это мужчина, он говорит
по-английски, живет в настоящее время в Лондоне. Занимается поэзией.
Я всплеснул руками.
- Холмс! Вы сущий дьявол. Откуда вы все это знаете?
Холмс презрительно усмехнулся.
- Я знаю еще больше. Я могу утверждать, что вор - несомненно, мужчина!
- Да какая же сорока принесла вам это на хвосте?
- Ты обратил внимание, что калоша мужская? Ясно, что женщины таких
калош носить не могут!
Я был подавлен логикой своего знаменитого друга и ходил весь день как
дурак.
Двое суток Холмс сидел на диване, курил трубку и играл на скрипке.
Подобно богу, он сидел в облаках дыма и исполнял свои лучшие мелодии.
Кончивши элегию Ньютона, он перешел на рапсодию Микеланджело и на
половине этой прелестной безделушки английского композитора обратился ко
мне.
- Ну, Ватсон, собирайся! Я-таки нащупал нить этого загадочного
преступления.
Мы оделись и вышли.
Зная, что Холмса расспрашивать бесполезно, я обратил внимание на дом, к
которому мы подходили. Это была редакция "Таймса".
Мы прошли прямо к редактору.
- Сэр, - сказал Холмс, уверенно сжимая тонкие губы. - Если человек,
обутый в одну калошу, принесет вам стихи, задержите его и сообщите мне.
Я всплеснул руками.
- Боже! Как это просто… и гениально.
После "Таймса" мы зашли в редакцию "Дэли-Нью", "Пель-Мель" и еще в
несколько. Все получили предупреждение.
Затем мы стали выжидать.
Все время стояла хорошая погода, и к нам никто не являлся. Но однажды,
когда выла буря и бушевал дождь, кто-то с треском ввалился в комнату,
забрызганный грязью.
- Холмс, - сказал неизвестный грубым голосом. - Я Доббльс. Если вы
найдете мою пропавшую на Трафальгар-сквере калошу, я вас озолочу. Кстати,
отыщите также хозяина этих дрянных стишонок. Из-за чтения этой белиберды я
потерял способность пить свою вечернюю порцию виски.
- Ну, мы эти штучки знаем, любезный, - пробормотал Холмс, стараясь
свалить негодяя на пол.
Но Доббльс прыгнул к дверям и, бросивши в лицо Шерлоку рукопись, как
метеор, скатился с лестницы и исчез.
Другую калошу мы нашли после в передней.
.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я мог бы рассказать еще о судьбе поэта Бенгама, его стихов и пары
калош, но так как здесь замешаны коронованные особы, то это не
представляется удобным.
Кроме этого преступления, Холмс открыл другие, может быть, более
интересные, но я рассказал о "Пропавшей калоше Доббльса" как о деле,
наиболее типичном для Шерлока.
" Сатирикон", 1908 год, N 3. Публикация В. Сурмило.