Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.(с) Википедия

Проще говоря, цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света.


Посмотрите вокруг, что вы видите? Вы видите предметы, стол, стул, солнце или море. Задумывались ли вы, каким образом все это многообразие воспринимается? Свет – это электромагнитное излучение, это волна, которая распространяется в пространстве, так же как и звук и другие волны, которые мы не ощущаем.

В процессе восприятия и обработки участвуют две стороны, предмет, на который мы смотрим и собственно человеческий глаз, а также мозг, обрабатывающий информацию, полученную через глаза.

Давайте разберем, как же мы видим цвет. В сетчатке человеческого глаза находятся рецепторы колбочки и палочки. Всего в глазу располагается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек. Распределение рецепторов на сетчатке неравномерно: в области желтого пятна преобладают колбочки, а палочек очень мало; к периферии сетчатки, наоборот, число колбочек быстро уменьшается и остаются одни только палочки. Колбочки, отвечают за восприятие цвета, палочки в свою очередь за сумеречное зрение. Например, ночью вы не видите цвета, вы видите все серым, потому что работают палочки, а днем работают и колбочки и палочки.

Теперь давайте разберем природу цвета, отталкиваясь от физиологии зрения. Различают три типа «колбочек», проявляющих наибольшую чувствительность к трем основным цветам видимого спектра:

· красно-оранжевому (600 – 700 нм);

· зеленому (500 – 600 нм);

· синему (400 – 500 нм).

Таким образом, для восприятия любого цвета, наш мозг смешивает эти три цвета, учитывая еще один параметр - интенсивность. Поэтому самой физиологичной системой кодировки цвета является RGB (Red, Green, Blue). Смесь, состоящая из 100% каждого цвета, дает белый свет. Отсутствие всех цветов дает отсутствие света или черный свет.

Как формируется цвет предмета? Ответ прост, дневной свет, попадая на предмет частично поглощается, а частично отражается, вот этот отраженный спектр и видит наш глаз. Видимыми являются волны, лежащие в диапазоне от 760 до 380 миллимикрон. Ниже на рисунке представлено соответствие цвета и его длины волны. С этой точки зрения, белым является такой цвет, который отражает полностью падающий на него свет, а черным – который поглощает весь свет.


В течение нескольких сотен лет до Ньютона поэты, художники и философы много рассуждали о природе цвета, и большинство из них было убеждено, что они знают все, что можно было узнать относительно этого.

Но в 1666 году Ньютон выполнил эксперимент, противоречащий практически всем теориям цвета, существовавшим в это время. Известие об его открытии быстро распространилось, но было встречено очень резкой оппозицией и обвинениями против Ньютона.

Ради краткости и ясности процитируем собственное описание Ньютоном его знаменитого эксперимента. «В 1666 году (когда я стал шлифовать оптические стекла несферической формы) я раздобыл себе треугольную стеклянную призму для того, чтобы с помощью ее попробовать проверить известные" явления цвета. Для этой цели я затемнил мою комнату и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска соответствующего количества солнечного света. Я поместил мою призму у этого отверстия таким образом, чтобы она преломляла свет на противоположную стенку. Мне доставляло большое удовольствие рассматривать живые и интенсивные цвета, получающиеся таким образом».


Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.
Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими". Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.
Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.
С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).
Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.
Часто белый цвет определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей.
Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.
Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.
Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.
Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.


Как утверждают ученые, 90% информации о внешнем мире мы получаем через глаза. Глаз фиксирует форму и объем предметов, а также цвет. Цвет – это одна из самых важных характеристик всего виденного нами. Каждый цвет вызывает у человека цепь ассоциаций, которые влияют не только на его психологическое и эмоциональное состояние, но и на физиологическое. Еще древние ученые подметили этот феномен и с успехом применяли на практике цветолечение. Вы и сами наверняка не раз замечали, что в одном помещении дышится легко и свободно, а в некоторых других – стены будто сближаются и давят на вас. Не последнюю роль в таком восприятии играет и цвет. Поэтому подходить к выбору цветов для интерьера нужно с особой осторожностью.

Опираясь на знания значения цвета и его влияния на человека, можно заняться распределением цветов в интерьере. При этом помните, что цвета делятся на:
теплые (к ним относятся красный, желтый и их оттенки),
и холодные, к которым относятся все оттенки синего и зеленого.
Для жарких комнат, выходящих окнами на юг лучше использовать холодные оттенки, которые придадут комнате ощущение прохлады и свежести. Комнаты северной стороны лучше оформлять теплыми и светлыми оттенками. Также пастельные тона холодных цветов рекомендуется выбирать для комнат с окнами на восток, а вот для «западных» комнат лучше подбирать тона теплее.


Для детской комнаты, лучше выбирать спокойные тона. Причем, если ребенок маленький, то лучше всего выбрать голубой, зеленый или светло-фиолетовый цвет. Следует избегать коричневого цвета и темных земляных оттенков.
Некоторые психологи категорически не рекомендуют молодым родителям оклеивать всю детскую обоями с часто повторяющимися рисунками-зверьками. По их мнению, это способствует рассеянному вниманию ребенка, мешает концентрироваться. Лучше всего ограничиться кантом с картинками или одной стеной с таким рисунком.
Цветом можно скорректировать внимание ребенка. Так, например, письменный стол возле желтой стены поможет школьнику начать учиться лучше, т.к. будет стимулировать познавательный интерес и творческое мышление. Красные детали интерьера будут положительно влиять на активность, но будут мешать засыпанию.


Спальню лучше оформлять в спокойном синем или зеленом цвете. Но если вы молоды и оригинальны, а спальня для вас место не отдыха, а приключений, то тогда допускается и глубокий, томный красный цвет.

В действительности подобрать цветовое решение интерьера — это задача сложная даже для профессионала. Для создания комфортной атмосферы, необходимо хорошо ориентироваться во всей палитре и разбираться в законах цветовой гармонии.

LUCIDDREAMS

Самые популярные посты

11

Психология цвета

Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное. При физическом воздействии речь идет о воздей...

7

Цвета для спальни

Спальню лучше оформлять в спокойном синем или зеленом цвете. Но если вы молоды и оригинальны, а спальня для вас место не отдыха, а приклю...

6

В действительности подобрать цветовое решение интерьера — это задача сложная даже для профессионала. Для создания комфортной атмосф...

6

Цвета для детской комнаты

Для детской комнаты, лучше выбирать спокойные тона. Причем, если ребенок маленький, то лучше всего выбрать голубой, зеленый или светло-фи...

6

Цвета в интерьере

Как утверждают ученые, 90% информации о внешнем мире мы получаем через глаза. Глаз фиксирует форму и объем предметов, а также цвет. Цвет ...

6

Эксперимент Ньютона

В течение нескольких сотен лет до Ньютона поэты, художники и философы много рассуждали о природе цвета, и большинство из них было убежден...