После каждой церемонии «Оскара» много говорят о том, кто получил статуэтку заслуженно, а кому просто повезло. Британский журнал о кино Empire проштудировал историю самой главной кинопремии мира и обнаружил, что несправедливостей в ней всегда хватало, пишет «АиФ».
1. Лучший фильм-1977: «Рокки» вместо «Телесеть»
Обличительной ленте о масс-медиа предпочли душещипательную историю «золушки в боксерских перчатках». Впрочем, их трудно осудить – в том году на «Оскар» претендовал также «Таксист» Скорсезе. «Телесеть» же получила рекордное количество статуэток в актерских номинациях.
2. Лучший режиссер-1981: Роберт Редфорд («Обыкновенные люди» ;) вместо Мартина Скорсезе («Бешеный бык» ;)Специалисты до сих спорят, что такого было в режиссерском дебюте Редфорда, что позволило ему обойти биографию великого боксера? Многие сходятся на том, что респектабельная и сделанная по всем канонам семейная драма Редфорда куда больше пришлась по душе консервативным академикам, чем жесткое кино Скорсезе.
3. Лучшая актриса-1998: Хелен Хант («Лучше не бывает» ;) вместо Джуди Денч («Миссис Барун» ;)
Джуди Денч шесть раз номинировалась на «Оскар», но победила только однажды, получив в 1999 статуэтку как лучшая актриса второго плана во «Влюбленном Шекспире», в котором ее героиня появляется на экране всего на восемь минут. А годом ранее она проиграла в более престижной номинации Хелен Хант, средней руки актрисе, непредсказуемо оказавшейся в фаворе у академиков.
4. Лучший фильм-2006: «Столкновение» вместо «Горбатой горы»
Драме о ковбоях-гомосексуалистах академики предпочли приторную социальную драму о победе политкорректности над расовыми предрассудками.
5. Лучший режиссер-1980: Роберт Бентон («Крамер против Крамера» ;) вместо Фрэнсиса Форда Копполы («Апокалипсис сегодня» ;)
Коппола пережил инфаркт, гражданскую войну, истерики Марлона Брандо, целый год снимая величайший фильм о войне. Увы, академиков все это впечатлило куда меньше, чем судебно-семейная драма Бентона, которая, конечно, тоже классика, но несколько иного рода.
6. Лучший режиссер-1959: Винсенте Минелли («Жижи» ;) вместо Альфреда Хичкока («Головокружение» ;)
«Оскар» 1959 года стал, возможно, самым скандальным в 50-е во многом из-за того, что фильм Хичкока не получил ни одной номинации! Режиссеру вообще не везло – пять раз за свою карьеру он номинировался как лучший режиссер, но награду не получил ни разу. Но случай с «Головокружением» особенно обидный. Фильм был по-настоящему новаторский, даже сейчас, спустя полвека, его цитирует и по нему учится современное поколение режиссеров. Увы, награда ушла мюзиклу, который в тот год выиграл во всех девяти номинациях, в которых был представлен.
7. Лучший режиссер-1982: Уоррен Битти («Reds» ;) вместо Стивена Спилберга («Индиана Джонс и искатели потерянного ковчега» ;)
Слоган фильма Битти обещал «самую эпическую историю любви со времен "Унесенных ветром"». Фильм об американском журналисте, после Первой мировой сбежавшем со своей возлюбленной в Россию, где шла революция, отечественному зрителю покажется очередной «клюквой». Впрочем, академикам, с историей плохо знакомым, это не помешало предпочесть ленту творению Спилберга.
8. Лучший режиссер-1995: Роберт Земекис («Форрест Гамп» ;) вместо Квентина Тарантино («Криминальное чтиво» ;)
Земекис соединил воедино драму, черный юмор, музыкальные номера и настоящий эпический размах. Тарантино умудрился подать сложносочиненную историю зрителям так, чтобы у них не закипали мозги при попытке уследить за хитросплетениями сюжета. «Гамп» и Земекис оказались более масштабными и чуточку более патриотичными – многие академики посчитали, что фильм в первую очередь не о человеке, а об Америке. За что и получили «Оскар».
9. Лучший актер-1999: Роберто Бениньи («Жизнь прекрасна» ;) вместо Эдварда Нортона («Американская история Х» ;)
Бениньи сыграл отца, пытающегося уберечь своего сына от ужасов фашистского концлагеря, убеждая ребенка в том, что все вокруг – игра. Нортон изобразил жестокого неонациста, раскаявшегося в своих преступлениях и осознавшего лживость своих идеалов. Буффонада итальянца в итоге пленила сердца академиков больше натуралистичной игры Эдварда, и награда ушла к нему.
10. Лучший фильм-1940: «Унесенные ветром» вместо «Волшебник страны Оз»
В 40-е годы борьба за «Оскар» в номинации «Лучший фильм» больше напоминала войну не на жизнь, а на смерть. В 2011 мы радуемся тому, что впервые за долгие годы битву ведут равные соперники, а 70 лет назад такое было обычным делом ежегодно. В битве «Унесенных» и «Волшебника» был один победитель – режиссер Виктор Флеминг, снявший оба фильма. Как это часто бывает, проигравший фильм в итоге стал победителем в истории. Его до сих пор цитируют, показывают детям, а песня Over The Rainbow признана в США лучшей в ХХ веке.