nastyashevchenko:
Натали Портман сходит с ума в новом фильме Даррена Аронофски
Главный мотив всех фильмов Даррена Аронофски – одержимость. Каждая его картина посвящена героям, развитие которых рано или поздно входит в стадию помешательства с дальнейшим кризисом окружающей реальности. Но обвинять режиссера в самоповторах также бессмысленно, как предъявлять претензии человеку, который честно и упорно практикует свое мастерство – с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Так и с «Черным лебедем». Взяв балет Чайковского и уставшую от пресных ролей Портман, Аронофски сделал триллер о стремлению к совершенству, где есть место и дешевой эксплуатации, и психологической драме, и просто захватывающей истории.
Хрупкая девушка Нина – молодая балерина, уже достаточно опытная, чтобы занять освободившееся место примы в театре балета в Нью-Йорке. Ее звездный дебют состоится в новой постановке «Лебединого озера», где она должна сыграть белого и черного лебедя. С первой ролью прилежная Нина справляется без проблем, но образ страстной птицы никак не поддается слишком правильной героине. Вечное недовольство и приставания главного режиссера, сексуальная фрустрация, сверхзаботливая мама, молодая раскрепощенная конкурентка и повышенной порог требовательности загоняют балерину в эмоциональный хаос, в котором Нина должна найти достаточно безумия для танца черного лебедя. Но вместо этого она теряет ощущение реальности и саму себя.
Еще до съемок «Рестлера» Даррен Аронофски планировал фильм о взаимоотношениях балерины и комичного борца без правил, но что-то не срослось. В итоге было решено, благоразумно разделить картину на два разных произведения. Если в «Рестлере» Аронофски делал вид, что ему важна документальная составляющая жизни безнадежного атлета, то в «Черном лебеде» превалирует пограничная с безумием реальность. Коварный мир балета и творческих переживаний идет в картине мощным фоном, на котором трясущимся почерком режиссер выписывает краткую, но богатую на психозы историю болезни человека, потерявшегося в совершенстве.
Даррен Аронофски
Моя сестра занималась балетом. Эта была такая важная часть ее жизни, которую я никогда не мог понять. Как только я начал делать кино, мне захотелось исследовать эту тему и снять фильм про балет, но я не знал, как подступиться. Однажды я читал «Двойника» Достоевского и сильно испугался той мысли, что кто-то может украсть твою личность. Потом случайно попал на «Лебединое озеро», увидел танец черного и белого лебедя, и все вдруг идеально сложилось в историю о том, как два реальности борются внутри одного героя – к тому же про балет.
Сходить с ума от желания быть идеальной Аронофски пригласил Натали Портман, у которой были свои счёты и с балетом, и с миром совершенства. Актриса села на строгую диету, полгода тренировала сложные движения, и, несмотря на то, что в ключевых моментах ее заменяла дублерша, не самая элегантная из голливудских актрис Портман в роли балерины выглядела более чем убедительно. И хотя есть расхожее мнение, что истерить — это самая легкая часть актерской профессии, виртуозное погружение в бездну безумия черного лебедя принесло Портман вторую в жизни номинацию на Оскар.
Натали Портман
Я танцевала до 12 лет и с тех пор несколько идеализировала балет. Я всегда хотела сыграть балерину, и когда Даррен поделился этой невероятной идеей о фильме, который был не только о балете, но еще и об очень сложном персонаже, испытывающем проблемы с разными уровнями реальности — то я поняла, что это роль мечты.
Одной Портман режиссер решил не ограничиваться и в итоге собрал внушительный актерский состав: Венсан Кассель в качестве режиссера спектакля мастерски лапал балерин, Мила Кунис соблазняла и сводила с ума главную героиню, а Вайнона Райдер появлялась в образе отца Гамлета и устрашающе намекала, что все будет плохо. Но, чтобы соорудить мрачный и нестабильный мир героини внутри современного балета, Аронофски еще понадобились и не самые тривиальные спецэффекты, с помощью которых «Черный лебедь» окончательно превратился в довольно исключительный для современного американского кино фильм.