В 1889 году проводилась 12 Всемирная промышленная выставка. Местом ее проведения был выбран Париж. Входом на выставку служила величественная арка, являющаяся частью башни. Со временем эта башня стала самым знаменитым сооружением Франции. Речь идет, конечно же, о великом творении Эйфеля.
Конкурс на лучший проект сооружения для 12 Всемирной промышленной выставки привлек к себе большое внимание – на него пришло около 700 работ. Но предпочтение было отдано проекту известного французского инженера Александра Гюстава Эйфеля. Он как нельзя лучше соответствовал задаче «стать эмблемой технических достижений XIX века». В нем был необходимый размах, сложность и демонстративная техногенность.
Башня так сильно отличалась от всего построенного на тот момент, что творческая интеллигенция Парижа написала в муниципалитет возмущенное письмо с требованием не финансировать чудовищную постройку. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, обесценивать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении столетий. Дословно письмо гласило: «…пора отдать себе отчет в том, к чему мы стремимся, и представить себе чудовищно смешную башню, возвышающуюся над Парижем в виде гигантской черной заводской трубы, которая своим массивом будет угнетать такие сооружения, как собор Нотр-Дам, Дворец Инвалидов, Триумфальную арку. Этот безобразный столб из клепаного железа бросит отвратительную тень на город, проникнутый духом стольких столетий…»
Но все-таки строительство было начато 28 января 1887 года на левом берегу Сены напротив Йенского моста. При возведении здания выяснилось, что облик башни еще не самое большое новаторство. Фундамент, который строили полтора года, потребовал изучения напластований грунта, устройства сложнейших кессонов и использования сжатого воздуха. Кроме того, были собраны 800-тонные домкраты, при помощи которых регулировалось положение башни. Она, кстати, получилась на редкость ровной и устойчивой. В отличие, например, от Пизанской. Отклонение Эйфелевой башни от вертикали даже в самый сильный ветер не превышает 15 см.
Еще 8 с половиной месяцев возводили саму конструкцию. Здесь тоже нашлось место для технических подвигов. Например, были придуманы и построены специальные подъемные краны для работы на высоте – до этого таких высоких зданий не возводилось и опыта ведения работ на таком расстоянии от земли человечество не накопило. Тем не менее все было так хорошо продумано, что при сооружении Эйфелевой башни ни погиб ни один строитель.
Металлические детали конструкции (всего их использовано более 12 000) были изготовлены на собственном заводе Эйфеля. Они были выполнены с такой точностью, что не требовали никакой подгонки на месте. Это обеспечило как высокую прочность сооружения, так и рекордно быстрые сроки его возведения. Всего было использовано 7 миллионов 300 тысяч тонн металла, из них 450 тысяч пришлось на заклепки, которых в башне 2,5 миллиона.
31 марта 1889 года строительство было закончено. Перед парижанами предстала грандиозная конструкция с тремя площадками разных размеров, расположенных на разной высоте. На уровне земли опоры башни образовывают квадрат со стороной 123,4 метра. Первая платформа расположена на высоте 58 метров, вторая – 115, третья – 300,65 метра. Между ними находятся еще две промежуточные площадки – на высоте 196 и 276 метров. Первоначально высота башни с флагштоком составляла 313 метров, но в 1957 году на ней установили телевышку, и башня подросла до 320 метров. На верхней крошечной площадке, ее сторона не превышает 1,7 метра, располагается маяк. Его свет виден на расстоянии 70 км.
За более чем вековое существование башня использовалась как обсерватория, там изучали принципы тяготения, она служит теле- и радиовышкой (теперь еще и базовой станцией для сотовых операторов). Но все-таки главная ее ценность – эстетическая. Именно красота Эйфелевой башни, ее ажурные арки и галереи привлекают сюда до 2 миллионов туристов в год. Кто-то просто любуется видами с высоты птичьего полета, кто-то обедает в имеющихся здесь ресторанчиках, а кто-то ставит личный рекорд, пешком преодолевая 1792 ступени до самой верхней платформы.
В 80-е годы прошлого века была проведена реконструкция башни – часть металлических деталей были заменены более легкими и прочными. А в новое тысячелетие Эйфелева башня вступала расцвеченная 20 тысячами лампочек. Через два года их пришлось заменить, и теперь иллюминацию включают лишь на 10 минут в начале каждого часа в темное время суток. Но этого достаточно, чтобы произвести неизгладимое впечатление на всех, кто находится поблизости.
Многочисленные миниатюрные копии Эйфелевой башни расходятся по всему миру в качестве сувениров. А вот жители Урала не могли удовлетвориться несколькосантиметровой поделкой – у них есть своя Эйфелева башня, правда, в несколько раз меньше