06 января 2011 года в06.01.2011 10:46 2 0 10 2

Бабушка перфоманса

Марина Абрамович – одна из самых знаменитых деятелей искусства нашего времени. Начав свои безумные, повергающие в удивление и шок перформансы еще в 1970-ые, и сегодня Абрамович, которой в ноябре исполнится 65 лет, не оставляет своих экспериментов, вместе с тем, подводя итоги прошлой деятельности, проводя ретроспективные выставки в крупнейших музеях. Прошлой весной одним из центральных мировых арт-событий стала выставка югославской художницы в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке - «The Artist is Present».

Художница и правда практически все время присутствует в музейных залах («Художник присутствует» - именно так переводится название выставки). В просторном холле на втором этаже музея Абрамович недвижимо сидит на стуле, а посетители могут сесть напротив нее и смотреть художнице в глаза. По задумке Марины этот своеобразный перформанс, длящийся 600 часов (по 7 часов в день, 6 дней в неделю), являет собой контакт со зрителем и должен помочь ему лучше понять художницу и ее творчество.

Именно тело всегда было главным способом самовыражения Абрамович. Причиняя себе боль, подвергая свою жизнь опасности, она пытается понять саму себя, открыть неизвестные стороны человеческой сущности, порог физических и ментальных возможностей. Вспоминая свое детство, художница иногда вспоминает тот эпизод, когда она попросила у отца холст и краски, чтобы попробовать себя в живописи. Друг ее отца-партизана выплеснул на холст горючую смесь и поджег. Это происшествие отложилось в сознании Абрамович, дав понимание того, что «процесс важнее результата», и, возможно, именно это подтолкнуло ее к выбору перформанса как способа выражения собственных идей.

В последние годы художница ведет более спокойную деятельность – читает лекции, создает менее шокирующие проекты. Один из них – «Кухня. Посвящение святой Терезе» - тоже представлен в МОМА. Это серия фотографий, выполненных итальянцем Марко Анелли, с Абрамович в роли Терезы Авильской, католической святой, обладавшей способностью левитировать. По одной из легенд, однажды святая Тереза стала парить в воздухе прямо на кухне, в момент приготовления супа. Но не только этот эпизод сделал кухню бывшего детского приюта съемочной площадкой. Абрамович, говоря о своем детстве, как-то заметила, что большую часть времени она проводила с бабушкой на кухне, где они беседовали и делились секретами, где повседневное пересекалось с таинственным и духовным.

Абрамович хочет заставить человека задуматься, переживать, испытать отвращение или просветление, сильную негативную или позитивную эмоциональную встряску. Недаром были случаи, когда на ее перформансах люди падали в обморок. И своей цели художница достигла. После посещения её выставок негативных ощущений скорее всего будет все-таки больше, чем вдумчивых размышлений, навеянных некоторыми перформансами. Захочется уйти от всего этого сумасшествия, которое, увы, во многих случаях просто показывает нашу действительность, и выйти на свежий воздух. Во внутреннем дворике МОМА, заполненном зеленью и скульптурами, свежо и хорошо, поют птицы. Начинаешь переосмысливать многое из увиденного на выставке, удивляться, как четко и точно удалось Абрамович облечь в художественную форму жесткие реалии, часто спрятанные под наслоениями общественных требований, правил, норм, как удачно удалось вытянуть на поверхность, «осветлить» скрытые стороны человеческой натуры. И вдруг взгляд падает на небольшую табличку: «Это дерево является инсталляцией Марины Абрамович». А вот и колонка, спрятанная в листве, из которой льются птичьи трели. И птиц никаких тут вовсе нет. Да, «все пустое, все обман….». А ведь Абрамович, все-таки, заставляет задавать себе вопросы. Что реально, а что нет? И кем являются в действительности люди, окружающие нас? И как не ошибиться, отвечая себе на вопрос: «А кто же на самом деле есть я?».

от себя хочу добавить, что большинство её работ действительно очень вызывающие, жестокие и в некоторой мере даже вызывают отвращение. но не смотря на всё это есть в них что-то притягательное, что заставляет долго всматриваться и пытаться разгадать смысл

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

ACOUSTIC — этого блога больше нет

21

Странно, что после моего грозного и грубого сообщения об уходе у меня всё ещё остались читатели. Аж 130 штук! Решила восстановиться и со...

18

знаете чё? я валю отсюда для многих это будет ниочёмной новостью, понимаю. я это к тому, что можете смело удалять меня из списка тех, за...

20

peterpensyndrome : Занимаясь обыденными вещами вроде заваривания чая, чтения книги, поедания яблока и смс-ок подруге "заболела? а...

19

ночные грузчики

вчера, совершенно случайно мне на глаза попался клип этой группы. заинтересовали. решила послушать их ребята очень понравились. необычно...

19

есть тут кто-то, кто на жж сидит? кидайте ссылки

20

кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину