В начале 6 в. Основатель Чань- (Дзэн-) буддизма Бодхидхарма пришел из Индии в Китай проповедовать истину. Не встретив понимания у правителя царства Северная Вэй, он удалился в монастырь Шаолинь на горе Сун-шань и там открыл монахам тайное учение, которое гласило, что истина вне письмен и вне изреченных слов. Он пояснял суть Дзэн посредством медитации и практики воинских искусств, а затем принял схиму и ушел в пещеру, чтобы провести там девять лет в созерцании стены.Бодхидхарма достиг прозрения, но у него, согласно легенде, отнялись ноги. Таким изображает его популярная японская игрушка-неваляшка. Свитки с портретом Бодхидхармы (Дарумы) стали непременным атрибутом дзэнских храмов и монастырей. Один из таких портретов висит у меня в кабинете…
Бодхидхарма со свитка глядит на меня в упор.
В этом взгляде читается вечный немой укор:
Для чего в чужедальней стране, подражая мне,
Ты сидишь столько лет, обратившись лицом к стене?
Для чего, истязая плоть, изнуряя дух,
До рассвета слушаешь ночь, обратившись в слух?
Для чего читаешь и пишешь дни напролет,
Если все прошло – и это тоже пройдет?
Вечной истины нет ни в слове, ни в письменах –
Это знает давно в Шаолине любой монах.
Ни в рожденье, ни в смерти, ни между – истины нет.
Нет ни ночи, ни дня, относительны тьма и свет.
Ни страстей, ни пристрастий нет, ни добра, ни зла.
Не бессмертны ни души, ни, тем паче, тела.
Наша совесть условна, и неоднозначен грех.
Добродетели плащ – он весь из сплошных прорех.
Как и ты, я спешил уйти на Дальний Восток,
Чтобы пестовать там нетленной веры росток.
Как и ты, я сидел девять лет, сидел, пока мог,
От такого раденья лишившись обеих ног.
Я прозренья достиг, но подумай, зачем оно,
Если жизни земной прозревшему не дано?
Бодхидхарма со свитка глядит на меня в упор.
В этом взгляде читается вечный немой укор,
В этом взгляде мрак и одновременно свет,
В нем вопрос, но в нем еще и ответ.
22.07.09. Акита, Хонсю