16 апреля 2015 года в16.04.2015 13:25 0 0 10 1

Как избежать профессионального выгорания

Продолжая развивать идею проекта «Love what you do», мне хотелось бы затронуть такую острую и актуальную в наши дни тему, как профессиональное выгорание. Этот бич XXI века может коснуться каждого из нас, а в особенности тех, кто без ума от своей работы и готов буквально дневать и ночевать в офисе или дома за компьютером и планшетом. Ситуации бывают разные, авралы тоже подкрадываются незаметно и часто напоминают бурю, в эпицентре которой вы на какое-то время оказываетесь, но хотелось бы подчеркнуть — на какое-то. Жить в состоянии постоянного перенапряжения и перманентной усталости — это не показатель вашей эффективности и успешности. Надеюсь, что мои советы помогут вам отказаться от второстепенного во имя главного и научиться ценить свое свободное время, а не винить себя за часы, посвященные чтению, медитации, созерцанию прекрасного, в общем — часы, посвященные вашим настоящим желаниям.

Определите свою ключевую цель

Откажитесь от длинных списков дел и попробуйте сократить количество целей на ближайшие 90-100 дней (именно такой срок является оптимальным для достижения среднесрочных целей, большинство фитнес-программ рассчитаны как раз на три месяца — вы не успеете потерять мотивацию до того, как увидите первые результаты) до пяти-шести, а потом найдите в этом списке свою ключевую цель, которая по умолчанию либо поможет вам реализовать оставшиеся цели, либо сделает их своей неотъемлемой частью. Например, вы записали следующие цели:

— личный доход (руб)

— личные продажи (руб)

— посетить 50 занятий по йоге (фитнесу, танцам)

— отправиться в путешествие на две недели и отключиться от работы

— полностью перейти на правильное питание

Ключевая цель является одним из главных столпов так называемого видения, которое помогает многим успешным людям придерживаться выбранного пути. Какую цель вам следует выбрать? Из этого списка — личные продажи (то же самое вы можете перенести и на свою профессиональную деятельность, просто используя другие метрики), остальное отпадет само собой, т.к. а) увеличение продаж закономерно повысит ваш доход, б) йога (фитнес, танцы, бассейн) поможет вам находиться в отличной физической форме, что будет способствовать улучшению результатов на профессиональном поприще, то есть эта цель, по сути, является составляющей ключевой цели (еще спорт здорово помогает расслабиться после трудового дня или зарядиться энергией перед ним) в) увеличение продаж — повышение доходов — возможность отправиться в двухнедельное путешествие г) правильное питание — почти то же самое, что и в случае со спортом, вы должны понимать, что питаясь правильно и сбалансировано, вы улучшаете состояние своего здоровья, без которого невозможно показать хорошие результаты на работе.

Упрощайте. Оно того стоит.

2. Рассчитывайте энергию, силы и время

Всегда помните о том, что все ваши ресурсы ограничены, особенно такие, как — энергия, силы и время. Смотрите на вещи РЕАЛЬНО и будьте честны с самим собой, если вы чувствуете, что устали, выдохлись и нуждаетесь в отдыхе — откажитесь от того, от чего еще можно отказаться, и не жалейте об этом. Не стремитесь забить свой ежедневник под завязку (как это какое-то время старательно пыталась делать я), это просто побег от внутренней пустоты и реальности. Не создавайте иллюзию занятости, сосредоточьтесь на конкретных результатах и действиях, которые приведут вас к желаемому. Насчет времени — оценивайте (опять же, реально оценивайте) время, которое вам потребует на выполнение той или иной задачи, и всегда берите с 50% запасом. То есть если вы решили, что выполните ту или иную задачу за месяц — возьмите лучше два (метод Паркинсона — работа заполняет все отведенное на нее время — лучше работает на коротких участках и спринтах, а не на долгосрочных проектах). И не стройте иллюзий по поводу, что вы можете потянуть все. Я буду категоричной — нет, не можете.

3. Это сладкое слово «нет»

Нас с детства учили тому, что нет — это грубо, что нужно во всем соглашаться со взрослыми, что нужно быть активистом, участвовать во всех внеклассных/внешкольных мероприятиях, при этом быть лучшим и все в этом духе, но вы выросли. И вы обязаны научиться говорить это прекрасное и категоричное слово «нет», которое должно присутствовать в вашем активном лексиконе гораздо чаще, чем «да». Вы физически не можете успеть все, но главное — вам это совершенно не нужно. Вы не должны участвовать в проекте, который вам неинтересен, но «вас попросили помочь», вы не должны распылять свою энергию, соглашаясь брать на себя работу во внеурочное время, при этом обделяя вниманием себя и свою семью, вы никому ничего не должны (кроме того, что закреплено документально или скреплено вашим обещанием — поэтому не стоит ими разбрасываться, будьте человеком, который знает цену своему слову). И научитесь отказывать себе в том числе — не идите на поводу желаний, которые появились под воздействием социума и медиа, но не являются истинно вашими. Их исполнение не принесет вам ни радости, ни пользы, а энергия будет безвозвратно утеряна.

4. Закрепляйте привычки

Цель может быть только одна, остальное — привычки. Когда мы привыкаем жить по определенному распорядку, мы не тратим энергию, потому что действия становятся частью нашей жизни, не вызывающей дискомфорта и не требующей выхода из зоны комфорта. Если вы хотите научиться рисовать — сделайте привычным ежедневное рисование, если хотите придерживаться ЗОЖ — начните закреплять правильные привычки постепенно (плавных переход на ПП, приучение себя к спортивным нагрузкам, прогулкам и т.д..), хотите написать книгу — пишите отрывки по понедельникам, средам и пятницам, в общем — сделайте что-то привычным, но только не все сразу, т.к. на закрепление привычки в среднем требуется около 60 дней (а не 21, как полагает большинство), иначе вы снова будете метаться в разные стороны, но в итоге — не достигните ничего. Определите приоритет и двигайтесь к цели.

5. Делайте перерывы и давайте себе отдых

Я часто повторяю одну и ту же мысль — я не верю в существовании лени и прокрастинации, это придумки менеджеров, родителей и учителей, которые пытаются заставить своих «подчиненных» достигать целей, которые им не интересны.

Лени не существует, зато вполне реальны следующие состояния:

— нелюбовь к тому, что делаешь;
— энергетический спад;
— отсутствие масштабного видения и, как следствие, непонимание «на фига оно мне надо»;
— отсутствие текущей цели и, как следствие, энергетический застой.

О видении я сказала выше, о нелюбви — тоже, сейчас же говорю об энергетическом спаде, который коснулся меня. Да, я действительно люблю то, чем занимаюсь (SMM, пиар и реклама), и чаще всего люди, которые любят свое дело, не замечают, как начинают отдавать слишком многое, при этом не восстанавливая свои силы. Представьте себе губку, которую постоянно выжимают, но больше не окунают в воду — она высохнет, и хоть что вы сделайте, но вода в ней не появится. Это очень обманчивое чувство, что вы можете работать бесконечно много и долго, не переключаясь на другие задачи, когда находитесь в состоянии потока, но если вы не научитесь отдыхать каждый год, месяц, неделю, день и даже час, то вы познаете всю прелесть профессионального выгорания (которое на собственной шкуре испытала я). Вас начнет подташнивать от одного вида компьютера (если вы работаете за ним), вам захочется лечь и лежать ничком или долго-долго гулять и читать исключительно художественную литературу. Да, фрилансеры в бОльшей мере подвержены этой заразе, т.к. у нас смещены временные рамки и границы, нет четкого распорядка дня и недели (и это — плохо), мы работаем до посинения, лишь бы сдать проект или достичь определенных показателей. Так получилось, что я просто перестала давать себе отдых — вообще. Даже читая книгу, я всегда оставалась на связи, даже приезжая на выходные к родным, я в нервно листала ежедневник, чтобы ничего не упустить и успеть сделать на выходных то, что не сделала на неделе, я не успела заметить, как понятие «выходные» просто стерлось из моей активной лексики и на вопрос — как прошли выходные? — мне нечего было ответить, потому что у меня они именно «прошли» — то есть прошли мимо меня. Да, это можно понять во время каких-то кризисных ситуаций, но как только ваша жизнь войдет в норму, не требующую сверхурочной работы, не поддайтесь инерции. Не загоняйте себя и ни в коем случае не чувствуйте себя виноватым во время отдыха. Поймите, что он необходим вам и что хорошие идеи обычно во время работы не приходят. Научитесь отвлекаться и делать перерывы КАЖДЫЙ ЧАС хотя бы на 10 минут, четко разграничьте свое рабочее время и оповестите всех, что после такого-то часа — вы вне зоны доступа (как показывает практика, 99% так называемых «неотложных дел» может подождать утра), каждый день посвящайте несколько часов чему-то, не связанному с вашей профессиональной деятельностью. Каждые выходные — отдыхайте. Причем если ваша работа связана с чем-то рутинным и очень спокойным, постарайтесь, чтобы отдых был активным и насыщенным — и наоборот. Каждый месяц выделяйте несколько дней, которые вы целиком и полностью посвятите только себе. Что ж, о ежегодном отдыхе, думаю, говорить не приходится, но еще лучше — берите отпуск каждые полгода. Уверяю вас, здоровые, выспавшиеся, отдохнувшие и загорелые вы принесете куда больше пользы своему проекту/компании/команде/начальству и т.д.

Если же вы попались в силки выгорания (а обычно люди пока не испытают это на себе — не поверят), то единственное, что вам поможет, это отдых, отдых и еще раз отдых.

____________________________________________________________________

Это статья замечательного блоггера Ани Соколовой. (ссылка ниже)

Всем советую этот сайт, девочка пишет оооочень мотивирующе вещи

https://annsokolova.wordpress.com

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

BE-PERFECTLY — Be Perfect

111

Ван Гог

104

Пабло Пикассо

106

Магические силы Существуют только две возможности приобрести особые колдовские силы – либо родиться с ними, либо постараться их ...

106

43 неординарных оскорбления Будьте креативные в высказываниях 01. Любое сходство между вами и человеком является чисто случайным! 02. ...

103

50 СОВЕТОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ТЫ ОЧАРУЕШЬ ВСЕХ 1. Забудь про недостатки. Лучше почаще думай о своих достоинствах. Это первая и основная ...

106

1. Не проповедуй. Мы, женщины, очень любим драмы и монологи. Да, да, мы просто обожаем эти бесконечные разговоры с нашим партнером в кач...