— положительное моральное качество характеризующее такие действия людей, к-рые представляют собой акт самопожертвования - добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов др. людей, достижения общей цели во имя дорогих им идеалов. «…Самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов». Проявление этого качества необходимо в исключительных обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей, осуществляемых им в повседневной жизни и в обычных взаимоотношениях между людьми, отказ от своих законных интересов, вплоть до жертвы жизнью. В массовом масштабе необходимость такого рода поступков возникает в условиях освободительных войн, революционного движения, крупных общественных преобразований. Советский народ не раз показывал примеры С. В. И. Ленин указывал, что победу в гражданской войне обеспечил «невиданный героизм» трудящихся, к-рые «переносили неслыханные лишения, жертвовали собой…». " Переход к мирному строительству ввиду исключительных трудностей для советского об-ва также требовал, чтобы «Россия превратилась в огромную армию труда с героическим сознанием самопожертвования всем для общего дела…». С. как моральное качество, необходимое в особых "обстоятельствах, высоко ценится в социалистическом об-ве. В то же время коммунистическая нравственность, к-рой чужд дух аскетизма и самоотречения, не рассматривает С. в качестве всеобщего морального принципа, согласно к-рому человек всегда исходит из противоположности своих и чужих интересов и в связи с этим постоянно должен подавлять свои собственные интересы и стремления ради интересов др. людей. Такой принцип неоднократно выдвигался в истории морального сознания (в частности, в религиозной морали), как правило, в качестве нравственного обоснования принудительного аскетизма трудящихся масс, подавления интересов человека в целях охранения интересов господствующего класса и эксплуататорского об-ва в целом. К. Маркс и Ф. Энгельс, раскрыв социальный смысл этого принципа, показали, почему он не может быть принципом коммунистической морали, к-рый следует практиковать всегда и во всех случаях жизни. «…Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность.. . они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой». С преодолением противоположностей интересов человека и общества в процессе построения коммунизма постепенно отпадает необходимость в каждодневном самоотречении людей в пользу интересов др. или даже об-ва в целом; служение об-ву становится органической потребностью и самоутверждением каждого отдельного человека (Всесторонее развитие личности).