Январь 1959 года. Группа из десяти комсомольцев-активистов из Уральского Политехнического под руководством Игоря Дятлова собирается в поход на северный хребет, куда до сих пор Макар телят не гонял. Один из участников, Юрий Юдин, на полпути почувствовал себя плохо и вернулся назад. Это спасло ему жизнь.
Первое февраля. Последние признаки цивилизации остались далеко позади. На повестке дня переход мимо Холатчахль (гора) и выдвижение дальше, к Отортену (another гора), чтобы, наконец, покорить неизвестные ебеня и поставить красный флаг СССР. Туристы устраивают ночлег на неизвестном перевале у подножья горы.
ВНЕЗАПНО!…
…Месяц спустя на том же месте поисковая группа раскопает пять трупов, а в мае еще четыре. Что-то (либо кто-то) заставило ребят выскочить из палатки без одежды, в ночь и метель. Они бежали вниз по склону в лес, лишь бы убраться подальше. В подлеске, посреди пурги, на морозе −30°С, выжившие ещё попытались развести костёр, чтобы спастись от холода. Но костра было недостаточно, чтобы согреть полуголых людей. Гипотермия. Агония. Смерть.
На языке местного народа манси «Холатчахль» или, в другой транскрипции, «Холат Сяхыл» означает «Гора мертвецов». «Отортен» — «Гора, с которой дует ветер». Кстати, сами манси говорят, что «Холатчахль» образовано от «хоола», что действительно означает «мертвый», только применительно не к человеку, а к растительности. То есть, буквально «Мертвый холм».
Позже следователи начали устанавливать картину произошедшего. В паническом ужасе, разрезав палатку ножами, туристы бросились бежать по склону. Кто в чем был — босиком, в одном валенке, полураздетые. Цепочки следов шли странным зигзагом, сходились и снова расходились, словно люди хотели разбежаться, но какая-то сила снова сгоняла их вместе. На границе леса следы исчезли, занесенные снегом.