Что я встречаю, готовясь к экзаменам.
Немного успокоившись, Петя стал перебирать в памяти события прошедшего дня и вспомнил о молоденьком французе-барабанщике, которого взяли в плен.
«Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? – думал Петя. –Спросить бы можно, да скажут, что мальчик мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? Ну, да всё равно!» И тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:
—Господа, а можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? Дать ему чего-нибудь перекусить… Может, он голоден…
—Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. –—Позвать его сюда. Винсент Боссе его зовут.
—Я позову, –сказал Петя и выбежал на двор.
—Вам кого, сударь? – спросил голос из темноты. Петя отвечал.
—А! Весеннего? – сказал казак. —Он там у костра грелся.
—Эй, Весенний! Висеня! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.
—А мальчонка шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. —Мы его покормили давеча. Страсть голодный был!
В темноте послышались робкие, неуверенные шаги, и, шлёпая босыми ногами по грязи, пленный барабанщик подошёл к двери.
—Хотите есть? – сказал Петя по-французски. —Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.
—Благодарю, сударь, – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои испачканные в грязи ноги. Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел этого сделать даже с глазу на глаз. Потом в темноте взял его за руку и пожал её.
« Ах, что бы мне для него сделать? » – проговорил сам с собою Петя и отворил дверь, чтобы пропустить мальчика.
Когда барабанщик вошёл в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал деньги, лежавшие в кармане, и был в сомнении, не стыдно ли будет дать их несчастному барабанщику.
(По Л.Н. Толстому.)
—Я не нашла для Люси́ места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит, ты с ним знакома. Художник – это его творчество». А она вернула мою папку с рисунками. Как говорят, «заберите ваши игрушки».
— И что же дальше? – спросила я дочь.
—Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька.
— Друзей труднее найти, чем потерять.
—Раз можно потерять, значит, это не такой ужи друг!
—Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. — Если бы ты нашла его у себя в сердце…
(По А. Алексину)
Готовьтесь к экзаменам, друзья мои. Это интересно.