В далеком 1842 году немецкий философ и теоретик искусства Фридрих Шеллинг заметил, что архитектура есть не что иное, как застывшая музыка. А как на счёт "архитектура как застывшая политика"? Ведь если копать глубже, то можно заметить, что эти два понятие неразрывны между собой. Разные виды искуства выражаются друг в друге. В одном интернет-журнале я прочитала интересное сравнение современных архитекторов с музыкой: "В наше время афоризм не утратил ярких красок, несмотря на многочисленные стирки и кипячения. Норманн Фостер строит электроклэш. Заха Хадид звучит как синти-поп. И все-таки архитектура стала чем-то еще." А что если провести параллели между властью и строительством? Ведь архитектура ориентирована на человека, на его сознание, и даже на подсознание. Она создаётся не только чтобы радовать глаз, но и чтобы привносить свою функцию в жизнь. Польза, прочность, красота - как писал Палладио. Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность. А то, что хорошо функционирует, также хорошо выглядит. Те же принципы приемлимы и для политики и власти: прочность и долговечность системы, максимальная польза её для общества и красота сознания людей приведёт к развитию и стабильности.
Но всё же, вернёмся к сравнениям архитектуры и политики. В эпоху Античности отсутсвовала чёткая граница между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ. Мы видим поиски идеальной модели государства и архитектуры, государства-полисы отличались своей демократичностью и богатством, что привело и к тонкому отношению к искусству. Использование идеальных колонн, храмов с детализацией жизни богов, поиск единого модуля. На эпоху готики выпала борьба между двумя великими государствами – Англией и Францией, а Европа утопала в феодальной раздробленности. Это влияло на сознание человечества и мы видим в архитектуре острые шпили, величественные и грозные своды, детализацию декора и барельефов – все детали стремятся вверх. И этот порыв привёл к новым стилям – 13-18 века охватили Возрождение, Барокко и Классицизм. В сознание начинают формироваться предпосылки гуманизма, а в архитектуре – возвращение к строгой Античности, которая воплощала собой симметрию и пропорции. Так называемая «эпоха Просвещения» затронула все сферы жизни и привела Модернизму. Сущность политики в то время выходила из практических соображений, и как нельзя лучше это воплотилось в работах Райта, Гропиуса, Миса ванн дер Рое. Строгость форм, функционализм и практичность – главные характеристики того времени. Современные стили в архитектуре характеризуются агрессивностью, которая проявляется во всеобъемлющем технологизме, нагромождении одинаковых элементов, использовании искусственных строительных материалов, темных цветов. Но современные архитектурные стили не стоят на месте, они постоянно развиваются, привнося новые детали и элементы и создавая новые течения. Так же как и не стоит на месте политика современного мира, пытаясь найти себя в новом сознании.