Кто успешнее в жизни?
Все мы знаем, что учиться надо на отлично, ну или как минимум хорошо, а иначе не избежать карьеры дворника или продавца на рынке. Кто из нас не слышал в детстве такие слова от родителей? Между тем, пятерки в школе вовсе не гарантируют успехов в дальнейшей жизни, скорее наоборот, согласно статистике, троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Почему так происходит?
Безусловно, многое зависит от личных качеств ребенка, а не от того, отличник он или середнячок. Кто-то, получая сплошные пятерки, не верит в свои силы и боится лишний раз высказать собственное мнение, а кто-то с дневником, полным троек, неглуп и самодостаточен. И, тем не менее, все большее количество психологов признают, что большего успеха в жизни добиваются те, кто не очень выкладывается в школе.
Для начала надо оговориться, что троечник троечнику рознь. Один ленив, апатичен, ничем не интересуется, предпочитая плыть по течению. Другой же занимается только тем, от чего получает удовольствие, полностью погружаясь в любимый предмет. Первый едва ли может рассчитывать на успешное будущее, а второй скорее всего преуспеет в деле, которое он любит и понимает лучше всех. Ровно так же отличаются друг от друга и отличники – одному все дается легко и без усилий, он от природы талантлив и ярок, другому же каждую пятерку приходится добывать кровью и потом, заискивать перед учителями в страхе получить плохую отметку. В результате последний становится предметом насмешек всего класса и в будущем, вероятно, станет хорошим исполнителем благодаря усидчивости, упорству и отсутствию собственных идей.
«Ботаников» психологи характеризуют как послушных, дисциплинированных, скромных в притязаниях, предпочитающих «синицу в руках, нежели журавля в небе». Казалось бы, не самые плохие качества. Действительно, не самые плохие, середнячковые. Именно середнячками и становятся бывшие «зубрилки», в страхе наказания или осмеяния они боятся проявить инициативу, пойти на риск, а потому готовы работать за небольшую, но стабильную зарплату. Это идеальные наёмные работники.
В то время, пока отличники корпят над учебниками, многие из которых им совсем не интересны, троечники общаются, приобретая таким образом более ценные коммуникативные навыки. Им волей-неволей приходится выкручиваться, выстраивать отношения с одноклассниками, договариваясь с теми, у кого можно списать домашнее задание. Отличники же чаще всего отстранены от жизни класса, по мнению сверстников, они скучны, заносчивы, а в старших классах борьба за медали только увеличивает разрыв между ними и остальными ребятами.
Троечники и хорошисты не зациклены на собственных оценках – конечно, похвала важна и для них, но они прекрасно осознают свою ценность и без нее. Отличники же зависимы от отметок, от мнения учителей, а потому болезненно переносят критику и собственные промахи.
Стимулов к свершениям для троечников является желание доказать, что и они что-то из себя представляют. К моменту окончания школы они стремятся доказать собственную состоятельность. У отличников тяга к самореализации выражена менее ярко, они привыкли получать одобрение и похвалу небольшими порциями за время учебы в школе.
Все это вовсе не означает, что чтобы добиться успеха в жизни, достаточно учиться и на тройки. Главное видеть в ребенке личность со своими склонностями и увлечениями и предоставить ему возможность реализовать себя, а не родительские представления о нем. Помимо школы у ребенка должны быть и другие интересы и потребности, а задача родителей – их удовлетворить и помочь сыну или дочери стать гармоничным человеком.
Статистика подтверждает, что более 50 процентов руководителей собственного дела — бывшие троечники. То есть те, кому за плохие оценки постоянно выговаривали учителя и родители, а одноклассники периодически давали списывать.
Но в жизни именно школьники, имевшие средний балл «удовлетворительно», часто становятся успешнее хорошистов и отличников. Почему так происходит, рассказывает психолог Елена Золотова.
— Отличник — это ребенок, у которого хорошо развиты познавательные способности, он имеет хорошую память, внимателен, усидчив и обучаем. Скорее всего, отличник воспитывается в социально защищенной семье, где родители вкладываются в развитие собственных чад.
Отличник, как правило, не имеет конфликтов с учителями, а значит, он усвоил, что надо подчиняться и не противоречить взрослым. Но условная группа отличников разнородна. Есть те, кто справляется с собственной учебой словно играючи, им легко дается учебный процесс, при этом зачастую помогают родители. Если для родителя золотая медаль — ценность, ребенок может получать серьезный «допинг» в виде помощи репетиторов.
Среди отличников можно встретить и так называемых невротиков. Это дети, которым не по силам быть отличниками, но родители заставляют приносить только пятерки.
Группу четверочников, как правило, составляют обычные люди, которые имеют успех в ряде предметов и неуспех в других. Тройка и двойка не их оценка, и родителей устраивает «хорошо» в дневнике. Хорошисты — достаточно стабильная в эмоциональном плане группа.
Троечников можно условно поделить на несколько групп. Есть дети, которые изначально выбрали себе приоритетные задания. На каком-то предмете они выкладывается полностью, а, допустим, на языки не обращают внимания. Это узконаправленные троечники. Есть дети социально запущенные, которыми не занимались взрослые. Они не получили подготовки к школе, им бывает трудно организоваться, а некоторые не могут отказаться от различных соблазнов.
Есть те, кто позиционируют себя как троечники, и к этой ситуации привыкли и учителя, и родители. Встречаются и троечники-невротики, которых родители заставляют учиться лучше.
Конечно же, эти группы неоднородны. В каждой могут быть совершенно разные люди. Но, рассматривая приспособленность к жизни троечников и отличников, можно вывести общие признаки.
Отличник точно знает, что в школе он был успешен, его хвалили и ставили в пример другим одноклассникам. Но способен ли он жить в меняющемся мире? Может ли медалист адаптироваться в неспокойном мире, если он освоил только учебную деятельность? Именно поэтому многие отличники пополняют ряды учителей и педагогов или становятся людьми науки. То есть профессионально осваивают те виды деятельности, которые им с детства хорошо знакомы.
Отличник живет с достаточно завышенной планкой требований, родители и учителя способствуют формированию у него иллюзии, что главное в жизни — хорошо учиться, тогда непременно ждет успех, а твой лифт обязательно остановится на нужном этаже. Проблема в том, что лифта нет. Не надо ставить знак равенства между выученными науками и успешностью.
Кроме интеллектуальных данных для успешного продвижения по работе требуются еще и креативные и коммуникативные качества. А медалистов часто ждет разочарование на работе, когда более глупому, по его мнению, сотруднику платят большую зарплату. Обиды, социальное разочарование иногда могут привести к слому и озлобленности.
У хулиганов с самооценкой все о’кей.
Наиболее успешными в нашей жизни будут не «дураки»-троечники, а либо узконаправленные, либо «хулиганистые» троечники. Такой троечник за свое десятилетие учебы привыкает быть не принимаемым обществом и, несмотря на критику, гордится, что остается собой. Получая тем самым иммунитет к критике. Кроме того, троечник постоянно слышит вопросы о том, как же он будет жить и работать дальше. Это мотивирует его к действиям, заставляет присматриваться к миру, прикидывать, где бы он смог состояться.
Троечники живут в постоянном стрессе. Они понимают вопрос субординации, но не считают, что только учителей можно слушать. Вопрос самооценки у них решен: я есть я независимо от оценки чужого мнения. У троечника в сознании отсутствуют какие-либо иллюзии гарантии и лифта, привозящего к богатству. Как правило, им в жизни пригождаются иные качества и навыки, которые не всегда проходят в школе: спорт, экономика, компьютер, умение наращивать ногти, делать макияж, водить машину и так далее. И не факт, что если ты не успешен в школе, то не будет успеха и в жизни.
Родителям троечников стоит задать себе вопрос: адаптивен ли ваш ребенок, есть ли у него самостоятельность и ответственность? И если эти качества в нем присутствуют, не стоит переживать об отметках.
Взрослые забыли свои баллы.
Деление на отличников, троечников и хорошистов — условное, специфичное и свойственное только школе. Здесь работает критерий оценки школьника по тому, насколько хорошо он учится и в каком контакте находится с учителями. Однако во взрослой жизни таких критериев нет.
Кстати, и не все взрослые вспоминают, какие оценки были у них по физике, химии или литературе. Не забывайте, что есть немало видов деятельности помимо учебной, которые принесут успешность, деньги и счастье. А ученикам важна здоровая нервная система, хорошие отношения с родителями, а также такие качества, как самостоятельность, адаптивность, ответственность и умение радоваться жизни.
Деление на отличников, троечников и хорошистов — условное, специфичное и свойственное только школе. Здесь работает критерий оценки школьника по тому, насколько хорошо он учится и в каком контакте находится с учителями. Однако во взрослой жизни таких критериев нет.
Кстати, и не все взрослые вспоминают, какие оценки были у них по физике, химии или литературе. Не забывайте, что есть немало видов деятельности помимо учебной, которые принесут успешность, деньги и счастье. А ученикам важна здоровая нервная система, хорошие отношения с родителями, а также такие качества, как самостоятельность, адаптивность, ответственность и умение радоваться жизни.