21 января 2013 года в21.01.2013 20:07 1 0 10 1

"Белые девочки"

Я думаю, что порой бывает опасно иметь чересчур гениальных друзей - кто помнит о Поликсене Соловьевой, кроме задротов по литературе (и только то, что она была непростовдружеских отношениях с Зинаидой Гиппиус) ? Личность Белой Дьяволицы оказалась настолько яркой, что заслонила когда-то модную талантливую поэтессу Allegro - незаслуженно забытую, на мой взгляд.

Хотя, напиши два стихотворения - Гиппиус и Соловьевой - одно за другим, и с первого прочтения вряд ли можно сказать, где чье. Уже потом ощущается противоположность настроений и позиций - Соловьева, хотя и пишет от мужского лица, остается поэтессой, лириком. Для Гиппиус характерен более резкий тон стихотворений, меньшая мелодичность. Несмотря на декадентский налет, речь обеих строго выдержана в границах того, что принято считать хорошим вкусом и умеренной сдержанностью. Поликсена Соловьева и Зинаида Гиппиус словно рисуют акварелью, уводя метафорические детали в глубину сердца, увлекая за ними читателя.

В своем творчестве они часто перекликаются друг с другом:

Ты ведаешь, что день был шумно-зноен
И горный путь - тяжел,
Что плакала душа, но дух мой был спокоен,
Как в вышине орел…

тверд голос Поликсены. О том же пишет Гиппиус:

Мы слабы и очень устали,
Но вверх все идем мы послушно.
Под кленами мы отдыхали,
Но было под кленами душно…
Мы слабы и очень устали.

И с той же уверенно-усталой твердостью завершает:

Я бросил ее на пути.
Я знаю: я должен идти.

Соловьева окончила стихотворение со свойственным ей лиризмом:

И так же для меня горит огонь вселенной
Во тьме любимых глаз.

Далее, перечитывая стихотворения о Петербурге, понимаешь, что это - два совершенно различные и неповторимые явления в русской женской поэзии.

Сравним ли скорбный вздох Allegro с обличительным яростным шипением Зинаиды Гиппиус? -

Я узнаю тебя с прежней тоской,
Город больной,
Неласковый город любимый!

—… И не сожрет тебя победный
Всеочищающий огонь, —

Нет! Ты утонешь в тине черной,
Проклятый город, Божий враг!

Но значительная ценность и особость творчества Соловьевой и Гиппиус заключается в различных, одинаково убедительных взглядах на один и тот же предмет. Их необходимо изучать в сравнении, познавать, опираясь на противоположный чувственный опыт того или другого поэта, -хотя, нет, несмотря ни на что, я не способна назвать Соловьеву поэтом. Она была действительно великой - но не достигла возможной высоты в глазах других благодаря своей гендерной неоконченности (?) в поэзии. Но если взглянуть на ее творчество с другой точки зрения, то именно женская тонкость при общей строгости тона и речи от мужского лица и делает его неповторимо-очаровательным.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

HOOG — ni désirer, ni refuser

11

Когда впервые я услышал голос Такой простой и величавый вместе, Вдруг потускнели зеркала в гостиной И оборвался праздный разговор. ...

9

Понятие «Сын Человеческий» не есть конкретная личность, принадлежащая истории, что-нибудь единичное, единственное, но «...

9

Когда отхлынет кровь и выпрямится рот И с птицей укреплю пронзительное сходство, Тогда моя душа, мой маленький народ, Забывший ради ...

8

я скажу

Дети! Держитесь подальше от прекрасного и благопристойного!

9

Поверьте мне: Не учение и не наставление я даю вам. На каком основании могу я осмелиться учить вас? Я сообщаю вам новости о пути этого ч...

9

Один человек, не умеющий и не желающий примириться со своей старостью, когда-то попросил меня написать о ней. Я тогда боялась, что не сум...