Молодежь всегда воспринималась обществом как судьбоносная сила, как будущее. «Что посеешь, то и пожнешь», — гласит народная мудрость. Вплоть до второй половины ХХ в. в отношении молодого поколения существовали жесткие установки, которые оставались неизменными и определяли его поведение. «Юный» означало «несовершенный». Общественные механизмы воспитания и образования были направлены на воспроизводство послушного исполнителя, продолжателя традиций и носителя установленных норм. Со второй половины ХХ в. ситуация в корне изменилась.
Образование как институт социализации молодёжи и механизм воспроизводства общества.
Институт образования – один из древнейших социальных институтов человечества. Сегодня его часто трактуют как систему передачи знаний. На самом деле это не так, поскольку социальное значение и возможности его гораздо шире и глубже. Одной из основных функций образования является передача ценностей господствующей культуры и - тем самым - обеспечение стабильности и порядка в обществе. Образование определяет сегодня многие параметры жизненного пути человека, общества, государства. Оно сохраняет и транслирует знания, развивает природные задатки человека, способствует росту интеллектуального потенциала общества, личности и страны. Образование воспитывает отношение подрастающего поколения к труду, расширяет свободу выбора и реализации профессии и деятельности, обеспечивает повышение квалификации, социальный рост и социальную мобильность; в перспективе повышает эффективность и качество производства. Оно подготавливает молодежь к жизни в обществе, участию в хозяйственных, управленческих и политических процессах, обеспечивает воспроизводство общества в процессе смены поколений.
Современная система образования России является одним из крупнейших институтов в структуре общества.
Основные проблемы:
- снизилось качество знаний школьников
- стал снижаться престиж многих специальностей
- финансирование
- сокращение бюджетных мест в вузах.