В докладе указывается, что цыганское население Болгарии как и раньше остается на, как люди привыкли выражаться, самой низкой ступени социально - экономической лестницы и испытывает дискриминацию во всех сферах жизни. Все это, по воззрению создателя доклада, делает цыган "маргинализированными и очень бедными".
В докладе подчеркивается, что результаты политики по интеграции, как все знают, государственных меньшинств в Болгарии, остаются грустно неадекватны заявленным усилиям. В главном, все деяния сводятся к маленьким и несогласованным вместе пилотным проектам, которые обычно, не так сказать получают продолжения. И даже не надо и говорить о том, что основная обязанность правительства гарантировать право цыганских малышей на равный доступ к высококачественному образованию, остается невыполненным. Основная масса цыганских малышей учатся в сегрегированных школах, находящихся в цыганских кварталах, где программа для создания сайта бытовые условия оставляют вожделеть наилучшего.
Очередной суровый упрек, находящийся в докладе - это фактический запрет на внедрение, как все говорят, родного языка при обучении в школах малышей из государственных меньшинств, в особенности в местах их малогабаритного проживания. В связи с этим болгарскому правительству дается рекомендация ввести двуязычное преподавание в школах, расположенных в районах малогабаритного проживания, как заведено, государственных меньшинств - цыгане, турки, македонцы и другие.