Неотложная помощь ребенку
1. Если вы обнаружили ребенка, лежащ им неподвижно, следуйте следующим инструкциям:
Прикоснитесь к ребенку (не трясите его) и спросите «С тобой все в порядке?», «Тебе плохо?»
2. Если он отвечает
- то оставьте его в том же положении, чтобы не вызывать дополнительных повреждений.
- поинтересуйтесь, что с ним произошло, и при необходимости вызовите скорую помощь.
- до приезда скорой помощи регулярно проверяйте состояние и дыхание ребенка.
3. Если он НЕ отвеч ает
- позовите на помощь
- поверните ребенка на спину и откройте его дыхательные пути: положите свою ладонь на лоб ребенка и аккуратно отклоните его голову назад.
- Кончиками пальцев оттяните подбородок ребенка кверху.
- Если эти это не позволяет открыть рот ребенка, попробуйте следующую манипуляцию: кончики пальцев расположите под основаниями нижней челюсти справа и слева (чуть ниже ушных раковин) и поднимите нижнюю челюсть кверху.
- Если у вас есть хотя бы малейшее подозрение на то, что шея повреждена, не отклоняйте голову ребенка кзади, а просто отодвиньте нижнюю челюсть кверху.
4. Пронаблюдайте за дых анием ре бенка в течение максимум 10 сек:
- наклонитесь ухом к его рту и одновременно наблюдайте за движениями грудной клетки.
- Если ребенок дышит нормально, то вы услышите и ощутите его дыхание, а также увидите равномерные движения грудной клетки.
- Если у вас есть хотя бы малейшие сомнения в том, что дыхание нормально, то действуйте так, как будто дыхания нет или оно ненормально
5. Если ребенок дышит нормально
- Придайте ему восстановительное положение (см. выше)
- Вызовите скорую помощь
- Регулярно проверяйте, нормальное ли у ребенка дыхание. При изменении его дыхания начинайте сердечно-легочную реанимацию (пункт 6)
6. Если дыхание реб енка нено р мальное или отсутствует
- Устраните любые возможные препятствия дыханию (например, удалите изо рта инородные предметы, если таковые имеются).
Если ребенок старше 1 год а:
- Запрокиньте голову ребенка назад, потяните подбородок кверху
- Указательным и большим пальцами сомкните ноздри ребенка, чтобы воздух попал в легкие, а не выходил через нос.
- Приоткройте рот ребенка, при этом поддерживая его подбородок отведенным кверху.
- Сделайте обычный (не глубокий) вдох и затем, прикоснувшись своими губами с губами ребенка, равномерно выдохните воздух в течение 1-1,5 секунд. Наблюдайте за тем, чтобы грудная клетка ребенка приподнялась.
- Поддерживая подбородок, отведенным кверху, и голову, отведенную назад, проследите за тем, чтобы грудная клетка вернулась в исходное положение (так как воздух выходит наружу).
- После этого повторите вдох еще 4 раза.
Если ребенок младше 1 года:
- Не запрокидывайте голову ребенка кзади, а только отведите подбородок кверху.
- Сделайте обычный (не глубокий) вдох и затем накройте рот и нос ребенка своим ртом.
- Равномерно выдохните воздух в течение 1-1,5 секунд. Наблюдайте за тем, чтобы грудная клетка ребенка приподнялась.
- Поддерживая подбородок, отведенным кверху, проследите за тем, чтобы грудная клетка вернулась в исходное положение (так как воздух выходит наружу).
- После этого повторите вдох еще 4 раза.
7. Проверьте, проявляет ли ребенок какие-либо признаки жизни в течение максимум 10 секунд: (кашель, движения) и проверьте пульс. У детей старше года пульс проверяют на сонной артерии (боковая поверхность шеи), у детей младше года пульс проверяют на плечевой артерии (на внутренней поверхности плеча):
8. Если ребенок проявл яет признаки жизни или вы уверенны, что у него есть пульс (больше 60 ударов в минуту, или больше 10 ударов за 10 секунд), продолжайте делать вдохи до тех пор, пока у ребенка не восстановится самостоятельное дыхание. Когда дыхание ребенка восстановится, придайте ему восстановительное положение (см. выше) и наблюдайте за ребенком до приезда скорой помощи.
9. Если у вас есть хотя бы малейш ие сомнения в том, что у ребенка есть пульс (или он медленнее, чем 60 ударов в минуту, или меньше 10 ударов за 10 секунд), и он не проявляет признаков жизни, приступайте к наружному массажу сердца.
- Надавливание на грудину ребенка необходимо осуществлять в точке, расположенной на один палец выше того места, где к грудине присоединяются нижние ребра
- Нажимайте так, чтобы грудина «проваливалась» минимум на одну треть от глубины грудной клетки.
- Частота нажатий должна составлять не менее 100 и не более 120 в минуту.
- Через каждые 15 нажатий на грудину необходимо производить 2 вдоха. Таким образом, соотношение сдавливаний и вдохов должно составить 15:2.
Есл и ребенку меньш е 1 года:
- Если у вас нет помощников, то расположите на грудине ребенка кончики двух пальцев и нажимайте так, чтобы грудина «проваливалась» минимум на одну треть от глубины грудной клетки.
- Если у вас есть помощники, то расположите в указанном месте на грудной клетке большие пальцы так, чтобы один палец был под другим. Большие пальцы при этом должны быть обращены к головке ребенка. Остальные пальцы обхватывают грудную клетку ребенка и поддерживают его спинку.
Если ребенку больш е г о д а:
- Встаньте на колени сбоку от пострадавшего
- Расположите основание кисти в нижней трети грудины
- Основание второй кисти расположите на первой кисти
- Сцепите пальцы рук (перекрещивая их) и убедитесь, что давление ваших рук оказывается не на ребра, а на нижнюю треть грудины.
- Расположитесь над потерпевшим, выпрямите руки в локтях и оказывайте давление на грудину так, чтобы она проваливалась на одну треть от глубины грудной клетки
- После каждого сдавления позволяйте грудине «встать на место», при этом не теряйте контакт кистей с кожей пострадавшего.
- Длительность нажатий и расслаблений должна быть примерно одинаковой.
10. Не прерывайте сердечно-лег очную реанимацию до тех пор, пока:
- Ребенок начнет проявлять признаки жизни (откроет глаза, совершит движение, заговорит).
- Частота пульса ребенка более 60 в минуту (или более 10 за 10 секунд).
- Дыхание ребенка полностью восстановлено.