Хочу я этого или нет, но мир есть мой мир: моё сознание устанавливает для него границы. Расширяется горизонт сознания -- расширяется и горизонт мира. В моём горизонте есть образ мира как такового, независимого от меня. Образ появился после того, как я увидел, что есть много разных предметов, и что есть среди них один, который совершенно отличен от всего остального. Это и был я. А позже я понял, что есть и "не-я", "не-моё". И вот когда я понял, что среди всего, что "не-я", есть кто-то другой, я и узнал, что есть нечто, что не зависит от меня и моим не является -- это объективный мир. И он независим не только от меня, но и от любого другого.
Но так получается, что этот образ мира практически безОбразен: каждый раз, когда я расширяю горизонты своего сознания, немного меняется и образ мира. Всё потому, что мир как таковой мне никогда не дан -- ни как факт, ни как объект. Жизнь как таковая также мне не дана -- только конкретные проявления, но она предзадаёт мой мир: я никогда не могу узнать, что такое мир для мёртвого, потому что сам живой. И как только я умру, мой мир, каким я его знал до этого, исчезнет. Вот почему мне приходится отождествлять мир и жизнь. Недаром во многих языках слово "жизнь" является синонимом слов "окружающая реальность".
Что такое смысл? Смысл предложения -- это информация, которую я из него получаю. Смысл факта -- это его логика, внутренняя структура, причина и цель. Смысл предложения и факта лежит вне них: это я наделяю их смыслом, так же может поступить и любой другой. И, в зависимости от субъекта, меняется и смысл. Более того: стоит измениться горизонту сознания, как смысл конкретного предложения и факта могут радикально измениться.
Но что тогда со смыслом жизни и смыслом мира? Ни то, ни другое не дано мне, как факт. Мир как целое можно назвать только образом в горизонте сознания, так же, как и жизнь, с которой я его отождествляю. Образ этот лишён какого-либо конкретного наполнения -- только границы моего сознания могут как-то его определить. Получается, что смысл мира в целом не может быть обнаружен в самом мире, и чтобы найти его, я должен выйти за границы своего мира. Но не расширить их, а выйти за их пределы, не меняя сам горизонт. Там и будет так называемое "царство высших смыслов", где я соприкасаюсь с подлинными причинами и целями мира и меня самого, с прекрасным и благим, возвышенным и истинным.
Однако в "царстве высших смыслов" я не могу расширять горизонты своего мира, то есть не могу осознавать и познавать. Поскольку сознание и язык неразрывны, то получается, что я даже не могу ничего сказать о том, что я увидел там. О смысле мира нельзя сказать: его можно показать. Чтобы увидеть смысл жизни, нужно прожить жизнь. И я, увидев его, ни с кем не смогу поделиться -- даже с собой. Но ведь я каким-то образом знаю о том, что есть истинное, прекрасное, благое!.. Но откуда я это знаю? Непонятно. Впрочем, если я и выходил в "царство вечных смыслов", то я мог этого и не заметить: ведь я никогда не смогу даже думать о нём.
Вот и получается, что я уже знаю ответы на все мучающие меня вопросы. Но почему же я всё ещё ищу смысл жизни? Наверное, потому, что я хочу, чтобы кто-то произнёс тот ответ, который я сам для себя не могу открыть. Но если я знаю все ответы, то почему я не живу согласно им?
Неправильно. С тех пор, как я по-настоящему осознал, что знаю все ответы, смысл моей жизни стал неотделим от неё самой. Живя и осознавая себя живым, я даю своей жизни смысл.