Мы лежали в темной комнате, чуть освещаемой оранжевым светом фонарей. Она говорила, а я слушала, лишь изредка спрашивая у нее все новые и новые подробности ее длинной и весьма нелегкой жизни. Она говорила, что со второго класса ходила на три разных огорода, в трех разных концах города. Что часто приходила в школу голодная, как волк. Что было настолько мало десертов, сладостей в магазинах, что их редко видели, но когда видели, это было неземным счастьем. Она говорила, что раньше люди были проще, что не было в них какой-то мелочности, все были какие-то простодушные и открытые. Она говорила, что за то, что она крала ягоды клубники с огорода, конфеты из буфета, что слушала сказки по радио, ее бил дед. Что в послевоенные годы работать приходилось очень много, она ездила на ламповый завод в дальнем конце другого города через реку, где не было моста, а когда она родила своего второго сына, ее мужа сбила машина насмерть. Что были времена, когда она работала на трех работах. Что редко отдыхала.
Мы лежали, а я думала о том, было ли им страшно смотреть вперед, в будущее. Она будто прочитав мои мысли ответила, что об этом даже и не думали, работали для того, чтобы можно было что-то покушать, чтобы хоть как-то одеваться.
А теперь я сижу и смотрю на нынешнюю жизнь. Все сыты, многие одеты в лучшие вещи, которые они только могут себе позволить. Они не довольны. Ничем - власть плохая, новый айфон не такой, жизнь - вообще повеситься можно. Они хамят: в транспорте, коллегам по работе, родителям, своим возлюбленным. Идут учиться, но с серебряной медалью не могут поступить на бюджет, а потом и вовсе бросают. Может, нужно всего лишь обернуться назад, спросить родственников, что они вообще пережили, как справлялись, как не унывали. Может спросить их, что было в девяностые, когда на улицу было страшно выйти, когда в магазинах были пустые полки, а последние средства могли кануть в Лету вместе с каким-нибудь Мавроди. История - это лучшее средство, чтобы понять, что нужно сделать, чтобы было правильно. Нужно действовать пока ты молод, а не прыгать с крыши из-за несчастной любви, из-за ссоры с родителями, которые не ели, не спали, тебя воспитывая.
Нам всем пора задумать, что же мы все делаем не так.