Для меня Иосиф Бродский не просто кумир.Для меня он самый мудрый человек.Мне конечно далеко до философии.Как написал сам Бродский:"Изучать философию следует, в лучшем случае, после пятидесяти".Но всё же читая его стихи находишь много нового для себя, на некоторые вещи начинаешь смотреть по-другому.Наверное я никогда не смогу написать что-то подобное, да и к тому не возможно спародировать Великого.Вот несколько стихов.Может быть кто-нибудь тоже проникнется.
;
Снаружи темнеет, верней - синеет, точней - чернеет… (1993)
Снаружи темнеет, верней -- синеет, точней -- чернеет.
Деревья в окне отменяет, диван комнеет.
Я выдохся за день, лампу включать не стану
и с мебелью в комнате вместе в потемки кану.
Пора признать за собой поверхность и, с ней, наклонность
к поверхности, оставить претензии на одушевленность;
хрустнуть суставами, вспомнить кору, коренья и,
смахнув с себя пыль, представить процесс горенья.
Вор, скрипя половицей, шаря вокруг как Шива,
охнет, наткнувшись на нечто твердое, от ушиба.
Но как защита от кражи, тем более -- разговора,
это лучше щеколды и крика "держите вора".
Темнеет, точней -- чернеет, вернее -- деревенеет,
переходя ту черту, за которой лицо дурнеет,
и на его развалинах, вприсядку и как попало,
неузнаваемость правит подобье бала.
В конце концов, темнота суть число волокон,
перестающих считаться с существованьем окон,
неспособных представить, насколько вещь окрепла
или ослепла от перспективы пепла
и в итоге -- темнеет, верней -- ровнеет, точней -- длиннеет.
Незрячесть крепчает, зерно крупнеет;
ваш зрачок расширяется, и, как бы в ответ на это,
в мозгу вовсю разгорается лампочка анти-света.
Так пропадают из виду; но настоящий финиш
не там, где кушетку вплотную к стене придвинешь,
но в ее многоногости за полночь, крупным планом
разрывающей ленточку с надписью "Геркуланум".
Выступление в Сорбонне
(1989)
Изучать философию следует, в лучшем случае,
после пятидесяти. Выстраивать модель
общества -- и подавно. Сначала следует
научиться готовить суп, жарить -- пусть не ловить --
рыбу, делать приличный кофе.
В противном случае, нравственные законы
пахнут отцовским ремнем или же переводом
с немецкого. Сначала нужно
научиться терять, нежели приобретать,
ненавидеть себя более, чем тирана,
годами выкладывать за комнату половину
ничтожного жалованья -- прежде, чем рассуждать
о торжестве справедливости. Которое наступает
всегда с опозданием минимум в четверть века.
Изучать труд философа следует через призму
опыта либо -- в очках (что примерно одно и то же),
когда буквы сливаются и когда
голая баба на смятой подстилке снова
для вас фотография или же репродукция
с картины художника. Истинная любовь
к мудрости не настаивает на взаимности
и оборачивается не браком
в виде изданного в Готтингене кирпича,
но безразличием к самому себе, краской стыда, иногда -- элегией.
(Где-то звенит трамвай, глаза слипаются,
солдаты возвращаются с песнями из борделя, д
ождь -- единственное, что напоминает Гегеля.)
Истина заключается в том, что истины
не существует. Это не освобождает
от ответственности, но ровно наоборот:
этика -- тот же вакуум, заполняемый человеческим
поведением, практически постоянно;
тот же, если угодно, космос.
И боги любят добро не за его глаза,
но потому что, не будь добра, они бы не существовали.
И они, в свою очередь, заполняют вакуум.
И может быть, даже более систематически,
нежели мы: ибо на нас нельзя
рассчитывать. Хотя нас гораздо больше,
чем когда бы то ни было, мы -- не в Греции:
нас губит низкая облачность и, как сказано выше, дождь.
Изучать философию нужно, когда философия
вам не нужна. Когда вы догадываетесь,
что стулья в вашей гостиной и Млечный Путь
связаны между собою, и более тесным образом,
чем причины и следствия, чем вы сами
с вашими родственниками. И что общее
у созвездий со стульями -- бесчувственность, бесчеловечность.
Это роднит сильней, нежели совокупление
или же кровь! Естественно, что стремиться
к сходству с вещами не следует. С другой стороны, когда
вы больны, необязательно выздоравливать
и нервничать, как вы выглядите. Вот что знают
люди после пятидесяти. Вот почему они
порой, глядя в зеркало, смешивают эстетику с метафизикой.
Холмы (1962)
Вместе они любили сидеть на склоне холма.
Оттуда видны им были церковь, сады, тюрьма.
Оттуда они видали заросший травой водоем.
Сбросив в песок сандалии, сидели они вдвоем.
Руками обняв колени, смотрели они в облака.
Внизу у кино калеки ждали грузовика.
Мерцала на склоне банка возле кустов кирпича.
Над розовым шпилем банка ворона вилась, крича.
Машины ехали в центре к бане по трем мостам.
Колокол звякал в церкви: электрик венчался там.
А здесь на холме было тихо, ветер их освежал.
Кругом ни свистка, ни крика.
Только комар жжужал.
Трава была там примята, где сидели они всегда.
Повсюду черные пятна -- оставила их еда.
Коровы всегда это место вытирали своим языком.
Всем это было известно, но они не знали о том.
Окурки, спичка и вилка прикрыты были песком.
Чернела вдали бутылка, отброшенная носком.
Заслышав едва мычанье, они спускались к кустам
и расходились в молчаньи -- как и сидели там.