07 мая 2012 года в07.05.2012 22:03 0 0 10 1

В жизни старшеклассников страны настал решающий момент — до сдачи ЕГЭ остался месяц. Чем ближе час Х, тем сильнее мандраж, тем отчетливее абитуриент понимает, что ничего не знает. Нужно держать в голове весь объем выученных знаний, а к самому экзамену подойти спокойным, уверенным и психически уравновешенным. При этом нужно ходить в школу, на курсы, заниматься с репетиторами. Как прожить этот последний школьный май, чтобы не было мучительно больно на экзамене и после него? «КПУ» задал этот вопрос специалистам из разных областей, и вот что они нам ответили.

1. Red line против dead line. Человеку всегда не хватает нескольких дней, иногда одной ночи, чтобы успеть сделать то, что было запланировано. Нам кажется, что времени впереди достаточно — и вдруг его уже совсем нет. Как тут не запаниковать? Спокойствие! Берем себя в руки и составляем четкий план действий — это сам по себе уже успокаивающий момент. Открываем календарь и ставим себе срок окончания подготовки за 2-3 дня до нача- ла экзаменационной поры. То есть я готовлюсь не к 1 июня, а к 28 мая. Это технология red-line — в отличие от dead line, когда уже ничего поделать нельзя, умерла так умерла. Мы закладываем люфт по времени, заранее выделяем эти сверхценные последние дни, которых нам обычно так отчаянно не хватает. Это будет время на повторение.

2. Все идет по графику. Полезно вести такую табличку по дням: 1-я колонка — день, 2-я — сколько часов я готовлюсь к ЕГЭ, 3-я — что конкретно я буду делать. 4-я — результат, что сделал. Честно записывайте, чем занимались во время подготовки и что сделали из намеченного. Это позволит увидеть, на что ушли часы и увидеть свои успехи. А также позволит выявить ваших поглотителей времени (см. следующий пункт).

3. Поглотитель первый: ожидание. Допустим, кто-то взял мой учебник и вовремя не вернул. Или вы ждете репетитора, он позвонил, что задерживается на час. И вот у меня освобождается время, этакая дыра. Я могу провести этот час с пользой, а могу бездарно слить. Если планы меняются по независящим от вас причинам, используйте освободившееся время для тех занятий, для которых у вас в данный момент есть ресурсы: решайте по другому учебнику, подготовьте новые вопросы для репетитора и т.д. Да, время на подготовку сегодня немножко увеличится, но зато в другой день я смогу его сократить. Допустимый вариант — отдохнуть этот час. Помните, что лучший способ — смена деятельности.

4. Поглотитель второй: прерывание. Никто и ничто не должно отвлекать вас от занятий. Если сегодня три часа я готовлюсь к ЕГЭ, я отключаю мобильный телефон, закрываю все чаты, аськи, форумы. Договоритесь с родителями: «Пожалуйста, не дергайте меня — я не выношу мусор, не мою чашку, не гуляю с собакой, не отвечаю на вопросы, которые могут подождать. Я все это сделаю через три часа или в перерыве». Имеет смысл на дверь своей комнаты повесить табличку «Do not disturb — идет подготовка!».

5. Поглотитель третий: отвлечение. Наконец, сами не отвлекайтесь от работы. На столе должен быть порядок — только то, что нужно мне на эти 3-4 часа. Не создавайте себе соблазна покрасить ногти, послушать новый диск. Если я знаю за собой склонность зависать на интересных вещах — лучше вовсе отключить Интернет. Ни плеера в уши, ни телевизора под боком — все внешние раздражители по максимуму убрать, даже если вам кажется, что с музыкой вы лучше запоминаете.

6. Поглотитель четвертый: откладывание на потом. Эта привычка в конечном итоге и приводит к цейтноту. Все, что можно сделать сразу, нужно делать сразу.

7. Делу — время, потехе — день. Раз в неделю надо устраивать выходной — запланируйте их. Лучше всего в этот день про ЕГЭ забыть. Совсем. Кстати, после интенсивной работы важно хорошо поспать — чтобы запомнить.

8. Включите таймер. Большая ошибка — заниматься каждый день «от забора до обеда», тут и оперативная память зависает, о долговременной речи не идет. Пусть у вас будет всего 3-4 часа в день, которые вы будете посвящать самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Но это должны быть четко выделенные часы, во время которых вы ничем другим заниматься не будете. Ведь главное — не количество времени, а его качество.

9. Не пытайтесь объять необъятное. Нужно распределить время с учетом того, что есть предметы, которые вы хорошо знаете, и предметы, которые знаете хуже. Не надо хвататься за всю математику или за весь русский. Разделите весь объем на кусочки, на темы, подтемы, отдельные важные вопросы.

10. От простого к сложному. Самое правильное — чередовать сложные и простые задачи. Начать лучше с самого легкого, приятного и интересного. Это поможет втянуться в работу и разбудит вашу самомотивацию.

11. Отдыхая, не расслабляйтесь. Занимаясь по 4-5 часов каждый день, нельзя забывать про короткий отдых. Час занятий — 10-15 минут перерыв, во время которого лучше встать из-за стола, отвлечься, затем вернуться и продолжать.

12. Повторяйте по утрам. Вообще заучивать что-то лучше вечером, а повторять утром. Наследников российского престола воспитывали так: они учились до самого вечера, в 9 ложились спать, в 6 утра подъем и перед завтраком они повторяли то, что выучили накануне.

13. Будьте честными. Вот ты сел за стол, помедитировал на чистый лист, поискал ручку, проверил почту — а потом с честными глазами заявил родителям, что два часа решал задачу. Но решил? Не надо обманывать себя. Если я занима- юсь, то занимаюсь в полную силу. Если у меня разгрузочный день или пятиминутка отдыха — я тотально расслабляюсь.

14. Не пришпоривайте себя. Самая большая ошибка, которую допускают многие школьники и студенты, — увлечение энергетиками. Почитайте их состав. Энергетики создают иллюзию тонизирующего эффекта и заставляют организм работать на пределе сил. Это может плохо закончиться — силы иссякнут ровно накануне экзаменов. Имейте в виду, что через 2-3 часа после приема их действие заканчивается, и вам нужно проспать 5-6 часов, чтобы организм восстановился. Но так ведь никто не делает.

15. Не экспериментируйте. Вообще, в этот месяц лучше не экспериментировать с режимом сна и бодрствования. В питание стоит добавить побольше овощей, фруктов, рыбы, яиц и обязательно пить много чистой воды.

16. Устал — отдыхай. Если по-настоящему болит голова, плохое самочувствие, валит с ног — отдохните. Перераспределите свое время. И главное не испытывайте чув- ство вины — это очень важно быть здоровым и во время подготовки, и во время сдачи.

17. Видеть цель. Двигаться без цели невозможно, а сформулировать ее трудно. У нас для вас есть такой способ — раскрутка цели. Цепочка следующая: «Зачем мне сдавать ЕГЭ?»-«Не сдавай!»-«Живи спокойно!»-«Но я хочу его сдать?»-«Хочу.»-«Для чего? Почему это тебе важно?»-«Я поступлю в какой-нибудь вуз.»-«Хорошо — после какого-нибудь вуза получаешь какую-нибудь профессию, где-нибудь работаешь, получаешь хоть какую-нибудь зарплату.»-«Нет! Мне хотелось бы работать в…» И размышления переходят в карьерную, профессиональную плоскость. «И как тебе поможет сдача ЕГЭ?»-«Поможет поступить.»-«Стоит стараться?»-«Наверное, да.»-«Значит, надо стараться.»-«Хочу я этого? Это нужно мне? Я — хочу». Цель должна звучать очень конкретно и измеримо и иметь свой срок. Не просто подготовиться, а подготовиться на 87 баллов к 28 мая. Желайте точнее.

18. Не используйте плохую мотивацию. Вообще, есть мотивация позитивная, а есть — негативная. «А вдруг я провалюсь?» А мозг фиксирует: «я провалюсь». А вдруг не поступлю — частицу «не» мозг не воспринимает. Поэтому лучше позитивно формулировать и постановку задач, и свою цель. Не надо искать причины, почему это невозможно.

19. Накануне. В самый последний день перед экзаменом полдня можно посвятить повторению, а вторую половину — отдыху.

Арсенал классического тайм-менеджмента богат секретными техниками и приемами, позволяющими сделать вашу жизнь более осмысленной, а подготовку к экзаменам — более эффективной. Мы выбрали для вас два главных.

Съешь слона.

В науке этот прием называется «декомпозиция цели». Если перед нами стоит масштабная задача, которая требует огромных интеллектуальных и временных ресурсов, то для ее решения нам необходимо разбить ее на ряд мик розадач. Подобно тому, как мы не можем проглотить слона целиком — нам нужно разрезать его на кучу бифштексов, которые мы употребим день за днем с удовольствием и пользой. Суть не в том, что мы делаем наши цели более мелкими, а в том, что каждый наш шаг становится шагом к нашей глобальной, стратегической цели. Сдача ЕГЭ — это тот самый «слон», который будет в скором времени съеден. Это должно вас вдохновить.

Съешь лягушку.

Опять про еду. Гуру тайм-менеджмента советуют по утрам есть лягушек. Не уподобляться французам в гастрономическом плане, а методично каждый день начинать с какого-то неприятного, давно откладываемого дела. Съел — и порядок, и голова об этом неприятном, но необходимом деле уже не болит. Для всех других неприятных дел у нас будут другие дни. А может, в какой-то момент мы увидим, что лягушек уже и не осталось. Возможно, ассоциация с поеданием лягушек вдохновит вас на то, чтобы поскорее отделаться от противных дел, чтобы они не накапливались в огромную квакающую кучу.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

MYOWNDIARY — My own Diary

5

Неизвестные факты об известных книгах

1. Ревизор Николай Васильевич Гоголь Источником сюжета для пьесы Гоголя «Ревизор» стал реальный случай в городе Устюжна Нов...

8

Когда переводишься из одного универа в другой - попадаешь в мир Франца Кафки. Сама проверяла

5

The experiment

Точка кипения есть у каждого. Фильм снят по мотивам романа Марио Джордано «Черный ящик» (Black Box, 1999) и основан на реа...

5

В этой стране люди не ценят утра. Через силу просыпаются под звон будильника, который разбивает их сон, как удар топора, и тотчас предают...

7

Если бы у писателей были никнеймы… Николай «Жгу» Гоголь Лев «Читай меня полностью» Толстой Алексей &laq...

9

На пустом танцполе под джазовую запись они плавно покачивались, словно облачка дыма. - Почему ты пригласил меня? - прямо спросила Сара. ...