02 мая 2012 года в02.05.2012 18:24 1 0 10 3

Андрей Лошак - редакционный директор Esquire.

Несколько недель назад я случайно подписался на приложение, которое показывает количество времени, проведенного в фейсбуке. Оказалось, в среднем у меня — 2 часа в день. Это почти месяц в год. Я удалил неприятное приложение, но беспокойство осталось. Пришлось самому себе признаться: я слишком привык к этому дурдому. За утренним чаем на тебя вываливаются оцифрованные продукты жизнедеятельности френдов: младенцы, белые ленточки, котятки, Мамышев-Монро переоделся в Путина, патриарха отфотошопили и отфотожабили, ссылка на сюжет из шоу про актера с 35-сантиметровым пенисом, который хочет сниматься в серьезных фильмах, а ему предлагают только порно (ну вот на хрена я это смотрел?), сажают Козлова — перепост, Сапрыкин продает машину — перепост, Монро переоделся теперь в Айдан Салахову, и снова младенцы, белые ленточки, котятки. Авторы статусов загадочным образом выстраивались по принципу несовместимости: Виктория Боня шла за Машей Гессен, Водянова за Удальцовым, Волобуев — за Зельвенским. Пестрота ленты превращала ее в адское буриме, но хуже было то, что и в офлайне фейсбук продолжал жить во мне. Любая информация проходила в уме тест: выкладывать — не выкладывать. Помню, я еще только раздумывал, покупать айфон или нет, а статус уже родился: «В мире появилось еще одно приложение к айфону, и это — я». Поразмыслив над этими словами, я оставил старую нокию, иначе 2 часа в день быстро превратились бы в 12. В конце концов я решил на Страстной неделе вообще отключиться от соцсети и понаблюдать за своими ощущениями.

В первый день мне казалось, будто я вышел из плацкартного вагона на свежий воздух. Еще накануне информационное поле вокруг меня бурлило, и я активно в нем варился: клеймил Гундяева и спорил с гомофобами; спасал Pussy Riot и профессора Рябова от тюрьмы; начал было втягиваться в астраханское дело и успел даже записаться на какой-то митинг — но не пошел, потому что, отключившись от фейсбука, тут же про митинг забыл.

На третий день я испытал буддистское ощущение пустоты и разреженности пространства. Это было приятно. Но на четвертый день я почувствовал: пустота мне надоедает. И от скуки я погрузился в размышления о феномене социальных сетей. Современные технологии наиболее активно развиваются по двум направлениям, напоминающим рекламу авиалиний: комфорт и безопасность. Судя по тому, что происходит в последние два десятилетия в сфере телекоммуникаций, общение — это та область, где люди испытывают максимальный дискомфорт. Кажется, за десятки тысяч лет мы так и не научились разговаривать друг с другом. Соцсети решают эту проблему, пусть и с потерей некоторых красок. Как секс в презервативе — эмоции, конечно, не те, зато безопасно. В конце концов, стресса и унижений офлайн-общение приносит не меньше, чем радости. Другое дело фейсбук. Ты лайкнул, тебя лайкнули — минимальная потребность в социализации удовлетворена.

Есть такая книга социолога Шерри Таркл из Массачусетского, что характерно, технологического института — «Одиноки вместе». В ней описывается знакомая всем сцена, когда компания друзей, собравшись за столом, через некоторое время погружается в тишину — слышно лишь, как все сосредоточенно барабанят по своим электронным устройствам, которые кто-то цинично назвал коммуникаторами. Теперь даже возлюбленные предпочитают друг другу писать, а не звонить — так легче контролировать ситуацию, ведь под руками всегда есть кнопка delete. Таркл предсказывает, что разобщенность будет расти, после чего делает неожиданный вывод: люди собственными руками создадут что-то вроде Матрицы, которая всех нас поглотит — точнее, поимеет.

Периодически, стремясь отключиться от Матрицы, кто-то из знакомых поднимает бунт: увольняется с работы, удаляет аккаунты, выкидывает коммуникатор и уезжает далеко в Азию. Это старая история, которая заканчивается, как только у беглецов сопрут кошелек с банковской карточ­кой. Сбежать от цивилизации невозможно: мы слишком зависимы от ее комфорта и безопасности.

Жители мегаполиса любят помечтать об идеале естественного человека, дикаря, Пятницы. Но единственные люди, которым удается успешно отвергать прогресс, — это племя сентинельцев с одного из Андаманских островов. На протяжении сотен лет всех, кто пытается приблизиться к их клочку земли (7×10 км), включая вертолеты индийских ВВС, сентинельцы встречают градом отравленных стрел. Другие андаманцы уже давно вступили в контакт с цивилизацией, результатом чего стала полная гибель пяти племен из восьми, а численность оставшихся трех не превышает 50 человек. Только так — в смертельном бою — можно отстоять сегодня свое право называться дикарями. Остальное — полумеры; если вы не житель острова Сентинел, сопротивляться прогрессу бессмысленно, поэтому после Пасхи я решил вернуться в фейсбук, где снова привычно раздаю и собираю лайки. Like it!

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

AVECLAMOUR — С любовью.

16

Нужно быть храбрым, чтобы думать вслух. И лучше всего это получается в безопасном и защищенном месте. Когда-то креативные отделы и дизайн...

14

http://aveclamourr.blogspot.ru

Невозможно больше терпеть рекламу, спам и прочие штуки на вьюи. Сложно просматривать страницы, листать заметки. Долго я выбирала на како...

14

"Все движется в жизни, мой мальчик. В жизни человека не может быть ни мгновения остановки. Двигаясь по своим делам и встречам, человек ра...

17

" И верьте, детство мы все хороним нелегко. Иллюзии любви и красоты, создаваемые нашим воображением, до тех пор терзают нас, пока мы не з...

18

"Нельзя думать, как думает всегда юность, что жизнь ценна главным образом тем личным счастьем, которое она сулит."

14

"… Ты должен теперь по-новому смотреть на каждого человека, ищи в нем не того, что сразу и всем видно, не броских качеств ума, крас...