Поехалиииии.
Вообще, за прошлый год было прочитано много действительно хороших книг различных жанров и, соответственно, времен (от книг Райчел Мид (facepalm) (почему книги наших времен вначале? да потому что от малого к большему), Энн Райс (люблю вампиров, что ж поделать), Дэна Брауна (без фэйпалма, а с гордо поднятой головой и вызовом в глазах (фильмы, снятые по его книгам, кстати, принципиально не смотрю)) до Шарлотты Бронте, Лондона, Стокера и Уайльда (куда же без него любимого?); причем называю только тех, кто оставил довольно-таки большой и значительный след в моей памяти, научил многому и показал что-то новое. О таких книжонках и их аффтарах (!) как Коэльо, Бегбедер and some other famous shit и т.д. писать не буду, пока). Из всего этого (и того, что не перечислено) нужно выбрать одну книгу, хотя это чертовски сложно сделать, да и предательски выглядеть будет, что ли, по отношению к другим.
Я люблю книги, сюжет которых может захватить сразу, книги, которые насыщены описаниями, вплоть до мелочей, интересными и остроумными фразами, дающими понять характер героев, каждый из которых должен являться самостоятельной и неповторимой личностью и играть значительную (насколько это требуется) роль – отрицательно отношусь к второстепенным персонажам, которых, скорее всего, автор и сам не знал, зачем придумал. И еще я люблю так называемый хэппи энд всегда и везде. А в этой книге – за исключением всего ранее перечисленного – именно счастливого конца как такого и не было, да и нужен ли был? Поправьте меня, если что-то не так, но я более чем уверена, что в книге, о которой напишу, основной акцент был сделан далекооо не на сюжет. Всё то гениальное, что включает в себя эта книга – шрамы порока на теле человечества, психология отрицательного влияния более сильной личности на слабую, не нашедшую себя, абсолютизация творчества и творческой личности, возвышение художника, обожание и уважение к мыслящим людям, противопоставление внутреннего мира человека бездушной и грубой реальности, провозглашение наслаждения смыслом существования, олицетворение пороков и добродетелей так, как никогда прежде не было сделано, поднятие вопросов морального искусства, в своеобразной форме передача смысла жизни человека и человечества, - было просто наложено на сюжет, обязанный объяснить всю задумку автора читателям (о да, Амела всегда знает, что именно хотел сказать автор).
Поэтому, мой выбор падает на величайшее произведение Оскара Уайльда.
Портрет Дориана Грея.
Как уже говорилось, подробно пересказывать сюжет я не собираюсь – это не главное. Сюжет можно узнать в 25 фильмах, снятых для среднестатистических зрителей по этой книге. Сам же смысл находится за рамками, до него читатель должен дойти сам, причем для каждого он будет свой.
Начну, пожалуй, с упоминания о предисловии к роману (написанное, кстати, намного позже), содержащее 25 афоризмов, передающие отношение автора к искусству и творчеству и погружающие читателя с первых же страниц в атмосферу книги. В предисловии Уайльд утверждает, что “искусство совершенно бесполезно” и “искусство не отражает жизни”, тем самым показывая, что это самое искусство превосходит над жизнью, что оно независимо и абсолютно. В романе последовательно и стройно реализуется эстетическая система Оскара Уайльда. Писатель утвердил своеобразный культ красоты, заявляя, что искусство выше жизни, что не оно подражает действительности, а действительность должна подражать искусству, которое неизмеримо выше жизни. Две фразы, близкие мне больше всего, зацепили особенно: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги или хорошо написанные, или написанные плохо. Вот и всё»; «Так называемые «безнравственные» книги — это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё». В противопоставление последней могу сказать, что Портрет Дориана Грея, по моему мнению, не является безнравственной книгой, по крайней мере, для нашего времени. Хотя в связи с цензурой 19-го века роман изменялся несколько раз, некоторые главы были полностью переработаны, но позже был дополнен шестью главами и, как я уже говорила, предисловием. Почему книга вызвала столько отрицательных мнений? Если внимательно вчитываться, то можно заметить, что на самом деле в книге не упоминается ни единый порок Дориана, а присутствуют всего лишь смутные намеки на что-то. И это «что-то» додумывается непосредственно самим читателем. Отсюда и мнение, что Дориан Грей каждого человек имеет свои собственные пороки, т.к. каждый видит в этом персонаже исключительно свои отрицательные стороны или «тайные желания», как утверждается автором.
"Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа".
На протяжении всего романа Уайльд подталкивает главного героя всё ближе и ближе к бездне пороков, из которой Дориан не должен и не имеет права выбраться, утонув в ее трясине. Так и вышло. Наслаждения всегда требуют жертв, которыми становятся не только невинные люди, но и собственная душа «прекрасного принца». Вечный юноша замкнут в собственном эгоизме, видит и стремится только к роскоши и развлечениям. Можно заметить, что после того, как портрет был написан и Дориан отказывается, хоть и не понимая этого, от своей души, предпочитая молодость и красоту, в романе исчезают описания природы, т.к. ее красота становится мертвой для Грея, ее затмевает роскошь. К тому же, главный герой уверен, что он-то живет так, как и должен жить человек того времени, что всё, что он делает - во благо всем, просто другие этого не понимают. Оскар Уайльд привел в пример читателям высшую степень эгозма, себялюбия и самооверенности, показав, до чего доводят все эти качества.
Нельзя не отметить, что Дориан в действительности стыдится своего портрета, отображающего его душу, и не показывает его никому, но раскаяние, если оно и было, приходит слишком поздно. Зависть к людям, чья совесть чиста, а жизнь непорочна, побуждает Дориана уничтожить портрет. Но имеет ли право на счастливый конец человек, предавший себя, свою душу и жизнь, чтобы получать земные наслаждения? Дориан Грей умирает, протыкая портрет тем ножом, которым лишил жизни своего единственного друга, любившего и преданного Дориану до конца своих дней. Но вот рассказ о нем со всей своей таинственностью и красотой остается жить вечно.