«Чем больше молока имеется, тем больше сливок вы взобьете» Марина Штаркер по возвращении из Израиля за три года стала ведущей балериной Красноярского театра музыкальной комедии и руководителем театральной хореографической студии, учащиеся которой сегодня играют в спектаклях рука об руку с профессиональными артистами. О своей работе в классической балетной труппе Израиля, о гастролях в Германии, Китае, на Мальте, о путешествиях в Вену и Лондон балерина почти не говорила: «для меня это вчерашний день». Сегодня ее жизнь – это театр восемь дней в неделю: спектакли, репетиции, занятия с учениками. В общем, знаменитый афоризм «Вся наша жизнь – театр» Уильям Шекспир изрек, имея ввиду Марину. Перед нами человек, который воистину любит то, что делает сейчас. Марина Штаркер – солистка балета Красноярского театра музкомедии, руководитель детской хореографической студии при театре. Работала в Нижегородском театре оперы и балета и классической балетной труппе Израиля. Преподает с 19 лет. Любимое блюдо – то, что приготовил кто-нибудь другой. Любимое дело – работа в театре и в детской студии. Обладает редким дизайнерским даром смешивать цвета и формы, при этом домашним интерьером не занимается, доверяя мужу все, включая выбор мебели. Любимый муж – Андрей Брыляков – солист балета театра музкомедии, педагог театральной хореографической студии. Дочь Маша – питомица балетной студии при театре. В ОБЩЕМ, КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕМЬЯ.
— Марина, вспомни свое детство, когда ты только начала заниматься балетом. Первый образ, ощущение, который возникает в памяти?..
- Ой, это было так давно! Наверное… Я ощущала радость от того, что я танцую. Меня никогда не учили улыбаться в зрительный зал, я улыбалась от удовольствия. Если бы это занятие не нравилось, дети не стремились бы на танцы, а родительницы не вздыхали бы: «Я же тоже занималась, танцевала…». Такие вещи не забываются, даже если вы навсегда простились с балетной туфелькой.— Как все начиналось?
- Я пошла заниматься хореографией в 5 лет. Маме в садике сказали (как всем мамам): «У вас ребенок все время пляшет». Меня отдали в ДК Железнодорожников. Я плясала и мне жутко нравилось. У нас был замечательный педагог, который потом преподавал у меня классический танец в училище – Галина Назаровна Гурченко. Она с нами нянчилась: «Девочки, красавицы!..» В 5-6 лет я не была способна оценить профессионализм, эффективность занятий и т.д. Меня волновало другое – она была вся такая красивая, нежная, добрая, Золушка, Белоснежка… Мы смотрели на нее и все подпрыгивали. Когда она оставила работу в ДК, я ушла танцевать в «Орленок». До окончания 3 класса я не знала даже, что у нас в городе есть хореографическое училище (а именно в 10 лет и надо поступать). Неожиданно нам домой позвонила Галина Назаровна: «Почему я не вижу вашего заявления в училище? Скорее собирайтесь, экзамены начались». Мама в шоке: «Я не знаю, как можно в 10 лет решать судьбу ребенка!» Меня спросили: «Марина, ты хочешь танцевать?» Я пожала плечами: «Хочу…» Папа собрал документы и я оказалась в колыбели балетного мастерства.— Хореография – искусство, требующее по-настоящему тяжелого труда. Раскрой секрет: как добиться от маленьких человечков самоотдачи и в то же время радостного отношения в каждодневных занятиях?
- Ну, начнем с того, что наша студия не готовит артистов балета для большой сцены, не занимается профессиональным обучением. Соответственно, нагрузки у нас другие. Даже по времени: три дня в неделю по полтора часа вместо необходимых профессионалам 6 дней по 2 часа. Потом. Люди же не звери, они же с детьми работают. Нагрузки построены поступательно. Не подумайте, что ребенок 2 часа трудится по принципу «стой как хочешь; привыкай – и все!». Целый час стоять лицом к палочке и втягивать в себя животики, попочки, коленки!.. Растяжка, ломка костей… Что вы! Это большое испытание выдержки и терпения. Обязательно где-то дашь слабинку. Занимаешься строго, но есть момент, когда можно улыбнуться, пошутить. Потом, существует множество нюансов, которые к этому делу привязывают. Дети занимаются не только классикой и станком, но и танцуют (иначе, зачем ходить?). Их привязывает сцена, мечта «я балериной буду». Они видят старших. Наши дети заняты в спектаклях, выступают на сцене как артисты профессионального театра. Раз в неделю старшие занимаются с главным балетмейстером театра Виталием Андреевичем Белобородовым. Студия – это его детище. Театр на Рождество дарит подарки своим маленьким артистам, шьет костюмы на премьерные спектакли. Ну здорово же!— То есть, ты не делаешь отбор детей с «профессиональными» физическими данными? Берешь любых; и «сдобненьких», и без «великих талантов»?
- Мне трудно им отказать. Они же все хотят танцевать! Девочке толстенькой или угловатой надо ведь в 10 раз больше танцевать, чем той, которой природа дала хорошую фигуру. Она же девочка! У не при всех ее особенностях будет балетная спина, она будет знать, как держать живот, как двигаться, она уже будет более привлекательна. Если ей везде отказали от того, что она толстая, то как ей быть? Не нужно откладывать на потом. Прозанимавшись полгода, они уже меняются к лучшему. Я со своими занималась 3 года – так они у меня все прекрасные! Ведь наша задача – дать проявиться всем, кто к нам приходит. Почему, например, Англия держит первое место по количеству классных бальных танцоров? Потому что английские студии бального танца открыты для всех, а их по стране великое множество. Из большого количества молока получится большее количество сливок.— Твой муж, Андрей Брыляков, недавно занимается студией?
- Второй год. У него танцуют самые маленькие, 6-7 лет. Я захожу к нему на урок – выхожу в ужасе. У меня уже большие дети, я забыла, что такое малыши. Это очень сложно. Но он всю жизнь работал с маленькими и у него вообще получается с детьми. Родители довольны и девочки не желают никакого другого учителя.— Мы все время говорим о девочках, а как же мальчики?
- Мальчики почти совсем не приходят. Они занимаются карате. Как это ни странно, они появляются у нас только в старшей группе. Может быть, потому что у нас красивые девочки есть?— Твоя дочь Маша начала заниматься у тебя в студии?
- Да. Это было ужасно. Ребенку кажется, что мама ТАК кричит!.. Кого-то чуть ли не целует, у кого-то чуть не в ногах ползает, вещи говорит приятные, «а я, дочь, тут стою и никакого внимания». А если вдруг обратила внимание. То начинает кричать. Мне было проще ее не замечать.— Без чего не может обойтись педагог балетной студии?
- Без профессионального концертмейстера. У меня есть великолепный концертмейстер из хореографического училища Морозова Нина Альбертовна. Она много лет работает с детьми и прекрасно знает, что необходимо. Бывает, сочиняешь какой-нибудь этюдик и напеваешь себе под нос что-то такое «приблизительное». А она на это неопределенное «на-на, на-на» уже «сочинила» музыку. Она и детей прекрасно «ловит», ведь у каждого свой прыжок, высота…— Есть у тебя какой-нибудь «путеводитель по взращиванию талантов»?
- Ну, это сплошное садоводство! Делай все, как предписано календарем, а остальное выполнит природа. Наш «календарь» - классическая программа в большей степени. Мы работаем над спинами и шейками, потихоньку вводим станок. Дети приходят совсем маленькие, 6 лет. Сначала мышцы надо накачать, попочки подтянуть. Естественно, пляшем. Танцуем народные, эстрадные, старинные, бальные танцы, иногда дискотекой занимаемся под группу «Файв» (ну надо это детям!). Оговорюсь, однако, что бальные танцы – другая стезя. Там иная постановка ноги, руки, кисти. Я-то делаю акцент на классику, потому что я этим занимаюсь, и театр у нас работает на классической основе. Видите, здесь важно то, что первоначально студия создавалась затем, чтобы дети учились эстрадно-театральному искусству и режиссеры могли бы ставить спектакли на детскую труппу, в которой дети и поют, и играют, и танцуют. На практике получилось иначе.— И тем не менее, во многих спектаклях театра учащиеся детской хореографической студии значатся, как полноправные участники действия.
- Это находки главного балетмейстера театра Виталия Андреевича Белобородова и нашего режиссера, художественного руководителя театра Юрия Ивановича Гвоздикова. «Мои» дети танцуют в мюзикле «Сказка о Руслане, Людмиле и нечистой силе», в сказках «Белоснежка и семь гномов» и «Али-Баба и сорок разбойников», в вечерних спектаклях «Моя прекрасная леди», «Моя жена – лгунья», «Цыганский барон», «Страсти святого Микаэля», на них полностью держалась новогодняя интермедия «Святки-колядки». Какие у них потрясающие костюмы в «Микаэле»! Художник спектакля Александр Николаевич Баженов отнесся к детям с удивительным теплом и вниманием.— На традиционном у вас открытом уроке для родителей дети показывали чудеса синхронности и дисциплинированности…
- Это стоит терпения. В наших занятиях есть момент дрессировки, повторения. Но на втором, третьем году у них появляется ощущение зала, линий, которые можно выстроить, постепенно начинает входить в мозги то, как организованно пространство. И вот однажды ты заходишь в зал и видишь, как девочка, которая, казалось, неказистая, и в такт не могла попасть, вдруг задвигалась в музыку, начала танцевать… Это такой приятный момент! Между прочим, у нас в России вообще очень дисциплинированные дети. И родители серьезно относятся к занятиям. Как-то мне показалось, что я на уроке «перегнула палку». Однако, смотрю – родители довольные стоят, претензий не предъявляют. Видимо, дети так выматывают их своей «заведенностью», что родителям просто радостно видеть, что дети стоят по стойке «смирно» (смеется). Беседовала Елена Федорова, 2001 г.