26 марта 2012 года в26.03.2012 17:57 0 0 10 1

Том 2,часть 4,глава X.

- Бывает с тобой, -- сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, -- бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет -- ничего; что все, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно? -- Еще как! -- сказал он. -- У меня бывало, что все хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что все это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало… -- Ах, я это знаю. Знаю, знаю, -- подхватила Наташа. -- Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех-всех жалко. И, главное, я не виновата была, -- сказала Наташа, -- ты помнишь? -- Помню, -- сказал Николай. -- Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка-болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь? -- А помнишь ты, -- сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было -- мы это пришли и вдруг там стоит… -- Арап, -- докончил Николай с радостной улыбкой, -- как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали. -- Он серый был, помнишь, и белые зубы -- стоит и смотрит на нас… -- Вы помните, Соня? -- спросил Николай… -- Да, да я тоже помню что-то, -- робко отвечала Соня… -- Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, -- сказала Наташа. -- Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь! -- Как же, как теперь помню его зубы. -- Как это странно, точно во сне было. Я это люблю. -- А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было? -- Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. -- Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему-то. Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие. Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее. Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют. -- А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, -- сказала Наташа, -- и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было. Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. -- Барышня, петуха принесли, -- шопотом сказала девушка. -- Не надо, Поля, вели отнести, -- сказала Наташа. В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук. -- Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, -- сказал голос старой графини из гостиной. Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: -- Молодежь, как смирно сидит! -- Да мы философствуем, -- сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях. Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. -- Знаешь, я думаю, -- сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и все сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что-нибудь новое, -- что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, все вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете… -- Это метампсикова, -- сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. -- Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных. -- Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, -- сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, -- а я знаю наверное, что мы были ангелами там где-то и здесь были, и от этого все помним… -- Можно мне присоединиться к вам? -- сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним. -- Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? -- сказал Николай. -- Нет, это не может быть! -- Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, -- с убеждением возразила Наташа. -- Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила. -- Да, но трудно нам представить вечность, -- сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они. -- Отчего же трудно представить вечность? -- сказала Наташа. -- Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было… -- Наташа! теперь твой черед. Спой мне что-нибудь, -- послышался голос графини. -- Что вы уселись, точно заговорщики. -- Мама! мне так не хочется, -- сказала Наташа, но вместе с тем встала. Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери. Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько-нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо-грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что-то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем. Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал. -- Нет, графиня, -- сказал он наконец, -- это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы… -- Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, -- сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего-то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые. Наташа вдруг остановилась. -- Дурак! -- закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться. -- Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, -- говорила она, стараясь улыбаться, но слезы все текли и всхлипывания сдавливали горло. Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда-то. Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах -- это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс -- это был Диммлер, гусар -- Наташа и черкес -- Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями. После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому-нибудь. Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке. -- Нет, ну что вы его, старика, расстроите! -- сказала графиня, -- да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым. Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых. -- Вот, ma chère, умно, -- подхватил расшевелившийся старый граф. -- Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю. Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m-me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им. Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно-энергическом настроении. Какой-то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу. Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда. В сани Николая сели Наташа, Соня, m-me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые. -- Пошел вперед, Захар! -- крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге. Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег. Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно-блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани. -- След заячий, много следов! -- прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи. -- Как видно, Nicolas! -- сказал голос Сони. -- Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое-то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей. "Это прежде была Соня", подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся. -- Вы что, Nicolas? -- Ничего, -- сказал он и повернулся опять к лошадям. Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: "начинать или рано еще?" -- Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных. -- Ну ли вы, разлюбезные, -- крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и все прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится. Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой-то горы, выехали на широко-разъезженную дорогу по лугу около реки. "Где это мы едем?" подумал Николай. -- "По косому лугу должно быть. Но нет, это что-то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Демкина гора, а это Бог знает что такое! Это что-то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!" И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
…Он оглянулся в сани. -- Посмотри, у него и усы и ресницы, все белое, -- сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями. "Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m-me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее".

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

14546T45673 — Это просто Вьюи блог

9

Таков был сон. Закончилась лекция, был вечер, аудитория пустела, я отошла к кому то..Его друг залез в мой персональный компьютер и я гнев...

9

Я даже и не знала что терять кошелек с деньгами это так больно…до слез…не знаю.. Пусто внутри, тяжело..все накопилось̷...

8

Я просто не могу думать лишь об одном!

Я знаю что один только его вид вызывает у меня желание поскорее отвернуться, убежать..но этому противостоит другое, нечто противоположное...

8

Медленно едва заметно но все же выхожу из своего болота. Хочу большего и не просто хочу а думаю что нужно для этого делать и иногда даже ...

8

Не могу не видеть сны, не думать, не воображать это. Я просто знаю что это когда нибудь пройдет. Забудется. Как и все остальные...

8

Господи, как же я люблю спать!!!!!