… мир для Шиллера - не Хаос, а Универсум, результат разумной воли высшего мыслящего существа, гармоническое единство, в приобщении к которому состоит цель поступательного движения человечества. Конечный результат движения - полное слияние, отождествление с божеством - недостижим в силу несовершенства, ограниченности человека. В отличии от оптимистов Шиллер усвоил идею двойственной природы человека - "животной" и "божественной", и это внесло в его систему неразрешимое противоречие, которое привело его потом к философии Канта. Тем не менее на пути своего движения к совершенству человек достигает "добродетели" и "счастья, блаженства", но это осуществляется только через приобщение к человечеству как к единству. Внимательный читатель Фергюсона, Шиллер воспринял от него мысль, что человек по своей природе - общественное существо и что отправной точкой философского анализа является не индивидуальность, а общетсов. Поэтому естественная, заложенная природой любовь к добродетели есть любовь к людям, к человечеству в целом. Этот философский альтруизм, который Шиллер постоянно противопоставляет эгоизму, вполне соответствовал онтологическому представлению о мире как высшем единстве, в котором моральная гармония сливается с гармонией космической.
Так возникают предпосылки шиллеровской метафизики любви и дружбы. Любовь к женщине, к другу есть общее, связующее и организующее начало мира, преобразующее хаос в гармонию, связывающее разрозненные элементы в стройное единство, подобно тому как силы притяжения организуют вселенную. Любовь и дружба - воплощение мирового закона. Это чисто платоническое представление, донесенное до Шиллера (не читавшего, по-видимому, самого Платона) всей традицией философского оптимизма XVII-XVIII вв…
В. Э. Вацуро Лирика пушкинской поры (стр. 29)