Владимир Маяковский родился в селе Багдати, или Багдади (в советское время посёлок назывался Маяковский) в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Одна из бабушек, Ефросинья Осиповна Данилевская, — двоюродная сестра автора
Невозможно представить творчество Маяковского без женщины, которая на протяжении почти всей его «творческой карьеры», была его музой — без Лили Брик.
Маяковский и Лиля Брик познакомились в июле 1915 года, когда сестра Лили Эльза, с которой у поэта был роман, привела его в квартиру Бриков, Лили и её мужа Осипа. Маяковский читал свою не опубликованную ещё поэму «Облако в штанах» и тут же посвятил её Лиле Брик. Маяковский назвал этот день «радостнейшей датой». О. Брик через некоторое время издал поэму. Вскоре последовал бурный роман, нашедший отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916), стихотворениях «Ко всему» (1916) и «Лиличка!». Позднее О.Брик издал поэму «Флейта-позвоночник». Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин» ;) посвящал Лиле Брик; в 1928 году, с публикацией первого собрания сочинений, В. Маяковский посвятил ей и все произведения, созданные до их знакомства.
В 1918 году Лиля и Владимир снимались в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию В. Маяковского. Фильм не разыскан, остались лишь фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.
С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно. Тогда же они окончательно перешли на большевистские политические позиции. Весной 1919 года все трое переехали в Москву и поначалу жили в коммуналке в Полуэктовом переулке. Маяковский и Л.Брик работали в «Окнах РОСТА», О.Брик некоторое время служил в ЧК и состоял в партии большевиков. В 1921 году удалось получить две комнаты в общей квартире в Водопьяном переулке, возле почтамта.
Маяковского с 1922 г. много печатали в «Известиях» и других крупнейших изданиях. С этого же года Маяковский и Брики часто и подолгу проживали за границей.
В 1922 году, Лиля опубликовала в рижской газете «Новый путь» большую статью о футуристах и Маяковском и устроила ему приглашение для выступлений. Они прожили 9 дней в отеле «Бельвю». К этому времени была закончена поэма «Люблю».
В конце 1922 года Л.Брик пережила длительный и серьёзный роман с руководителем Промбанка А.Краснощёковым. Этот роман едва не привёл к разрыву отношений с Маяковским. В конце 1922 года, по возвращении из Берлина, Л.Брик поставила Маяковскомуультиматум с требованием пересмотреть мировоззрение. Два месяца Маяковский и Брики жили отдельно. Эта история получила отражение в главном произведении Маяковского — поэме «Про это».
28 февраля 1923 кончался срок их разлуки, они решили уехать в Ленинград. В 1923 году, после «Про это», их жизнь в какой-то степени успокоилась.
Летом 1923 года Маяковский и Брики полетели в Германию. Это был один из первых полётов «Дерулюфта». Первые три недели они провели под Гёттингеном, потом отправились на север страны, на остров Нордерней, где отдыхали вместе с Виктором Шкловским иРоманом Якобсоном. Из Лондона к ним приехала мать Лили Юрьевны.
В 1924 году в стихотворении «Юбилейное» Маяковский писал: «Я теперь свободен от любви и от плакатов», и ещё: «..вот и любви пришёл каюк, дорогой Владим Владимыч».
Смерть Маяковского
В феврале 1930 года Лиля и Осип Брик уехали в Европу. 14 апреля рано утром у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой). Постоянные срывы в изданиях, вечно ускользающая любовь Лили, непонимание и одиночество к тому моменту угнетали поэта. Немаловажно, что за два дня до самоубийства, 12 апреля, у него была встреча в Политехническом музее с читателями, где собралась в основном комсомолия; было много хамских выкриков с мест. В какой-то момент он потерял самообладание, сел на ступеньки, ведущие со сцены, опустил голову на руки… Когда Вероника приехала к нему в комнату на Лубянку, Маяковский запер дверь на ключ и положил его себе в карман. У них был долгий разговор, в котором Владимир Владимирович убеждал Нору переехать к нему немедленно и насовсем, во всем признаться мужу и тут же изменить их жизнь. Та в свою очередь говорила, что невозможно решить так всё сразу. Он отпустил её. Пройдя несколько шагов до парадной двери, она услышала выстрел. Ноги её подкосились, она заметалась. Войдя, увидела на полу распластанного Маяковского с открытыми ещё глазами. Он силился что-то сказать, но вскоре замолчал и стал бледнеть.
В предсмертном письме, от 12 апреля, Маяковский просит Лилю любить его, называет её среди членов своей семьи (а также Веронику Полонскую) и просит все стихи, архивы передать Брикам.