"Мне приснилось, что Москву охватила повальная мода на кроликов…
.. К тому же, если честно, в кроликах как таковых новая публика не очень понимает и не особенно ими интересуется.
У современного искусства по сравнению с кроликами есть одно неоспоримое преимущество - оно не пахнет. Этим, как говорится в бородатом анекдоте, надо воспользоваться. Судя по вернисажам очередной Московской биеннале современного искусства, столичные жители четко уяснили, зачем это искусство придуманно - чтобы чаще встречаться. Непонятно, как люди раньше жили: всевозможная светскость ютилась в местах, совсем для того не приспособленных, там было накурено, громко играла музыка, пахло едой. Зато теперь какая благодать - чтобы похлопать по плечу М.Друяна или пожать руку К.Андрикопулосу (со спутницей), открыть просторные, хорошо проветренные помещения, вдоль стеночек расставлено что-то занимательное, даже в телевизорах - не Fashion TV какой-нибудь, а Такаси Мураками. Особый драйв происходящему придаёт стоимость предметов вдоль стеночек; даже на вечеринке в честь открытия Биеннале, что проходила в "Солянке", никто не мог вспомнить названия выступающей группы, зато все были в курсе, что стоит она 25000 евро. Иногда кажется, что без предметов по стеночкам было бы даже проще - никогда ещё не приходилось слышать столько ругани в адрес современного искусства, как в дни открытия Биеннале. Вот в Третьяковке на Крымском написали на входе в зал "Тотальная инсталяция" - а внутриустроили фуршет: и как же всем эта инсталяция понравилась, ни одного дурного слова, никто даже не пикнул, дескать, не понимаю я такого искусства. Но даже там, где кормят, - теплота дружеского общения искупает шок от встречи с дорогостоящими непонятными предметами. Искусствоведы могут считать, что-де современное искусство выполняет по отношению к обществу критическую функцию - и в странах евроатлантического альянса, вероятно, так оно и есть, выставленный в галерее обгоревший остов BMW намекает там на обострившиеся социальные проблемы, а у нас - вызывает улыбку узнавания и становится поводом для доброй шутки: эх, Толь, сколько ж в 90-е таких пожгли….. "
Журнал "Афиша", №18 от 05.10.2009