Бенедикт КАМБЕРБЭТЧ: хочу перестать быть безумным невротиком
Бенедикт Камбербэтч
С Колином Фертом и Гэри Олдманом (Венецианский кинофестиваль, сентябрь 2011)
Кадр из фильма «Ван Гог: портрет, написанный словами» (2010)
Кадр из телесериала «Немного за сорок» (2003)
В роли Виктора Франкенштейна в постановке Национального театра Лоуренса Оливье (Лондон)
Кадр из фильма «Еще одна из рода Болейн» (2008)
Актриса Оливия Пуле была гражданской женой Камбербэтча 12 лет (на фото — с Оливией и Джеймсом Макэвоем, Лос-Анджелес, 2007)
С новой пассией — дизайнером Анной Джонс (на благотворительном балу Элтона Джона, Лондон, октябрь 2011)
Самого сексуального Шерлока Холмса нашего времени часто называют гением. Актер ненавидит диких лисиц, испытывает страсть к малиновому джему и очень хочет стать отцом.
Бенедикт Камбербэтч
Когда и где родился: 19 июля 1976 года в Лондоне
Семья: отец — Тимоти Карлтон Камбербэтч, актер; мать — Ванда Вентэм
Образование: изучал драматургию в Университете Манчестера, окончил Лондонскую академию музыкального и драматического искусства
Карьера: после окончания школы год работал преподавателем английского языка в тибетском монастыре. Играл в Театре на открытом воздухе в Риджент-парке, театрах Almeida, Royal Court, Королевском национальном театре и др. В кино с 2000 года. Снимался в фильмах и сериалах: «Хокинг» (2004), «Искупление» (2007), «Еще одна из рода Болейн» (2008), «Шерлок» (2010-2012), «Шпион, выйди вон!» (2011), «Боевой конь» (2011) и др.
Вкусы: еда — стейк; напитки — кофе, коньяк
Блицинтервью:
— Чего вы боитесь?
— Забыть имя того, с кем говорю.
— Кого вы презираете?
— Лжецов.
— Что вам не нравится в себе?
— Форма головы. Я похож на ленивца Сида в «Ледниковом периоде».
— В чем вам стыдно признаться?
— Я люблю передачу «Фактор страха».
— Какое худшее мнение о себе вы слышали?
— Бездарный деревянный Камбербэтч с лошадиным лицом и кошмарным именем.
— Ваш лучший в жизни поцелуй?
— На дискотеке, когда мне был 21 год. Та, кто меня поцеловала, поймет.
— Ваше самое большое разочарование?
— То, что я до сих пор не отец.
— Самое лучшее вложение в будущее?
— Надеюсь, это будут мои дети.
— Когда вы были на волосок от смерти?
— Каждый день — я же езжу на мотоцикле по Лондону.
— Кого вы боитесь?
— Чертовых диких лисиц.
— Перед чем не можете устоять?
— Перед малиновым джемом.
— Поделитесь одним из своих секретов.
— Я с трудом заучиваю реплики.
Пару лет назад сэр Артур Конан Дойл в Англии неожиданно снова вошел в моду. Английский аристократ, владелец поместья XVII века и на тот момент еще муж Мадонны, режиссер Гай Ритчи снял фильм «Шерлок Холмс» с Робертом Дауни-младшим в главной роли, и почти одновременно на телеканале Би-би-си появился свой Шерлок в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Да простит нас Дауни-младший, при всем его таланте и харизме он совершенно непохож на великого сыщика (а может, именно так и было задумано). Он — скорее тот же Железный человек, но в новом костюме, богач-эксцентрик, который ищет на свою голову приключений.
Совсем иное дело — Камбербэтч. Несмотря на то что создатели «Шерлока» принципиально перетащили действие в наше время и новый Холмс не расстается с коммуникатором, сидит в Интернете, а вместо трубки использует никотиновый пластырь, он — истинный герой Конан Дойла, гений-социопат с безукоризненными британскими манерами.
Таков и сам Камбербэтч: он играет в крокет, пьет чай сорта earl grey, может поддержать разговор о погоде. Каждый, кому довелось с ним общаться, признает: это истинный джентльмен. И конечно, актер себе на уме — иначе он просто никогда не получил бы эту роль.
У него невозможная фамилия («Звучит как пуканье в ванной», — шутит сам Бенедикт), и он ее, возможно, поменял бы или спрятал под псевдонимом, но агент настоятельно рекомендовала не делать подобной ошибки. «Вокруг столько Смитов и Блэков, но есть ли второй актер Камбербэтч? Только ваш отец…» — убеждала она.
На самом деле это в Европе его открыли после первой серии «Шерлока» — в доброй старой Англии Бенедикт был известен и раньше. Точнее говоря, в Лондоне — к тридцати годам он заработал репутацию блестящего театрального актера.
Его детство прошло в частных закрытых школах для мальчиков. «Ужасное место, куда я попал уже в восемь лет», — говорит Бенедикт. Сразу вспоминаешь актера Стивена Фрая (который, кстати, играл брата Холмса в фильме Гая Ритчи), тоже закончившего подобное заведение. Фрай говорил, что в школах для мальчиков царила дедовщина, издевательства и физические наказания. Но одно дело Стивен Фрай, осознавший свою гомосексуальность в шестнадцать, ни во что не ставивший преподавателей и набивший руку на мелких кражах. Бенедикт Камбербэтч — совсем другое дело. Он был хорошим, послушным мальчиком и одним из лучших учеников в школе.
В школе Камбербэтч полюбил игру в сквош, живопись маслом и выступления на сцене. Его первой ролью стала Елена в постановке «Сон в летнюю ночь». Ничего особенного — девушек в школе не было, женские роли играли парни, вытянувшие жребий. Зато после этого спектакля учитель драмы Мартин Тайрелл назвал Бенедикта лучшим учеником из всех, с кем он имел честь заниматься.
После окончания школы Бенедикт немного поработал барменом, а потом отправился за духовными поисками в Тибет. Там, в высокогорном монастыре, он учил послушников английскому языку, а заодно и просветлялся сам. А вернувшись через год, он уже был уверен, что станет актером. Когда его отец Камбербэтч-старший увидел 19-летнего сына на сцене студенческого театра, то объявил: «Ты лучший актер, чем я был или когда-нибудь буду. Ты действительно сможешь зарабатывать этой профессией на жизнь».
Сначала Бенедикт учился в Университете Манчестера, затем перевелся в куда более престижную Лондонскую академию музыки и драмы. На доске объявлений в холле постоянно висели приглашения от киностудий, но Камбербэтч со свойственным ему (как и Холмсу) высокомерием заявлял, что отдаст свою жизнь театру, а не кинематографу. Зато его приятель по курсу был куда менее щепетилен и бегал на прослушивания через день — в результате имя этого приятеля, Джеймса Макэвоя («Искупление», «Особо опасен» ;), мы узнали гораздо раньше.
Зато Камбербэтч играл на самых прославленных английских сценах — Almedia, Royal Court и Национального театра. В 2005-м за роль в «Гедде Габлер» он был номинирован на премию Лоуренса Оливье — для английских актеров она куда престижнее «Оскара».
В кино он сразу начал с того, что в телефильме «Хокинг» сыграл странного гения — автора «Краткой истории времени» физика Стивена Хокинга, в двадцать лет ставшего жертвой склероза, приведшего к полному параличу. «О Господи, я с ним встречался, — вспоминает Камбербэтч. — И единственное мое чувство во время этой встречи было: «Зачем я трачу время великого человека?!» Я всего-навсего идиот-актер. Разве я могу произвести на него впечатление?!»
Тем не менее произвел — причем не только на Стивена Хокинга, но и на коллег, которые наградили его за эту роль премией Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA.
«В нем есть настоящий аристократизм, почти утерянный в наши дни, и особое очарование, которое заставляло зрителей не отрываться от экрана, — говорит о Камбербэтче британский режиссер Дэвид Эттвуд. — К тому же у Бенедикта есть еще одно редкое качество: он может вести себя в кадре почти отталкивающе и именно поэтому быть таким притягательным». Все эти слова в равной мере могут быть применимы и к самой знаменитой его роли — Шерлока Холмса.
Камбербэтчу блестяще удается играть маргиналов, безумцев, гениев — ну или просто странных парней. Он сыграл Ван Гога в фильме «Ван Гог: портрет, написанный словами». В мелодраме «Третья звезда» его герой умирает от рака и приглашает друзей присоединиться к нему в последнем путешествии буквально на край света. А в свежей экранизации романа Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!» у Камбербэтча роль агента британской разведки — скользкого типа, про которого до конца неясно, на чьей он стороне.
Львиная доля его ролей — мерзавцы, разумеется выдающиеся, такие как педофил и конфетный магнат в «Искуплении» (вот где выпал шанс повстречаться с однокурсником Макэвоем) или муж героини Скарлетт Йоханссон в картине «Еще одна из рода Болейн». Кстати, скоро Камбербэтч появится в фильме «Звездный путь» (в продолжении саги он сыграет главного злодея). Режиссер картины Джей Джей Абрамс шутит, что хотел взять актера с самой странной фамилией в мире. «Мне повезло, что одновременно с этим Бенедикт оказался гением», — добавляет он.
Сам же Бенедикт радуется полученной роли дракона Смога в фильме Питера Джексона «Хоббит» (по роману Толкина).
«Дракон — это здорово! — восхищается Бенедикт. — И Голлум, и Кинг-Конг были приматами, а я — пресмыкающееся! Уже думаю, как мне вжиться в роль, — наверное, попрошу связать мне ноги и руки, чтобы научиться ползать из стороны в сторону».
А в новом фильме Стивена Спилберга «Боевой конь» Камбербэтч сыграл редкую для себя роль хорошего человека — бравого офицера британской армии, который повел своих солдат в атаку, несмотря на то что противников было вдвое больше. «Сняться у Спилберга? Это, конечно, особый пунктик, — смеется он. — Но гораздо больше меня заботило то, чтобы я смог удержаться на безумном испанском жеребце». Трудно поверить, но в частной школе Камбербэтча не научили ездить верхом.
На роль Шерлока Холмса продюсер Марк Гатисс (в сериале он сыграл Майкрофта Холмса) взял Камбербэтча без проб — давно хотел с ним поработать. Бенедикту льстят похвалы и сравнения с гением дедукции, но он кокетничает: «Ну что вы. Мой голос звучит чудовищно. И на скрипке я играю ужасно. А что касается отличного костюма, это не ко мне, а к нашему костюмеру. Что касается меня — я обычно одеваюсь в Selfridges (популярный доступный универмаг. — Прим. «ТН» ;), у меня там скидка».
Бенедикт недоволен, что сериал снимается не только в Лондоне, но и в английской провинции, которая со времен Конан Дойла не сильно изменилась.
В одной из таких съемочных экспедиций Камбербэтч подхватил серьезную пневмонию — но продолжал играть с температурой под сорок. «Тогда я, помню, думал, что во мне, как в каждом настоящем англичанине, живет инстинкт к саморазрушению — как у Эми Уайнхаус или у Питера Доэрти», — говорил Бенедикт.
Бенедикт любит своего Шерлока, которого называет «Цезарь с лэптопом», — даже несмотря на то, что ради этой роли ему пришлось перекрасить волосы (Камбербэтч на самом деле блондин). Вот только незакрытый вопрос о возможной гомосексуальности Холмса он терпеть не может, невзирая на многочисленные шутки на эту тему в самом сериале. Может быть, потому, что Бенедикт мало того что гетеросексуален, он, похоже, еще и сторонник консервативных взглядов на семью. 12 лет он прожил с актрисой Оливией Пуле, с которой познакомился еще студентом. Пара распалась весной 2010 года — по слухам, потому, что Камбербэтч отчаянно желал стать отцом, а Оливия то ли не хотела, то ли не могла исполнить его желание. «Довольно трудно, знаете ли, возвращаться вечером в пустую квартиру, в которой двенадцать лет жил тот, кого ты любил», — признается актер. Но, учитывая тот факт, что после «Шерлока» Бенедикт стал новым секс-символом, его одиночество не продлится долго. Его уже видели с дизайнером Анной Джонс, а его бывшая дает интервью журналам, расписывая достоинства Бенедикта во всей красе: «Камбербэтч — точно такой же, как в «Шерлоке». Настоящий интеллектуал, очень образованный, все схватывает на лету… Но, в отличие от Холмса, у него нет привычки мучить людей».
«В настоящий момент я работаю над тем, чтобы избавиться от амплуа безумного невротика, — говорит Камбербэтч. — Я хочу быть как Дэниел Крейг — бегать по пустыне и стрелять по пришельцам».