Женщина-дива, «женщина-стиль», особая, «другая» женщина. Рената Литвинова – культовая фигура 90-х, самая загадочная и модная актриса современного российского кинематографа, талантливый режиссер собственного образа. Все, что она делает, неизменно привлекает внимание. Она одновременно и больше и меньше, чем просто актриса. Ее облик словно возвращает к тому моменту в истории кино, когда захваченность лицом и образом повергала людей в смятение, – ее пластика, интонации и истории не укладываются в стандартные, привычные рамки зрительского восприятия. Отстраненная, таинственная, знающая о чувствах, но блистательная при их отсутствии, она с легкостью овладела пустовавшей нишей «movies star». В ней с редкостной законченностью воплотился этот феномен XX века, явление, прежде всего, массовой культуры и общественного сознания, включающий в себя совершенно новые взаимоотношения между исполнителем и персонажем, тотальную идентичность, которая влечет за собой легенду и миф.
Рената Литвинова, живущая сама по себе, но принятая в общее сознание, никого не оставляет равнодушным. Сценаристка, строящая актерское существование по собственным законам, соединяющая в своей индивидуальности талант, ум и красоту, бурную личную жизнь, раннюю славу, яркое присутствие в свете, обречена или на ненависть, или на любовь.
Что же является сутью женщины, провоцирующей столь неоднозначные, но яркие эмоции – от полного неприятия до крайних форм истерики и обожания?
«Наверное, на одну свою половину я в самом деле не от мира сего. Зато вторая моя половина воспринимает окружающую действительность вполне адекватно. Чтобы меня понять, надо прочитать написанное мной. А слова, произнесенные вслух… В речах можно прикидываться кем угодно, играть любую роль. О человеке нужно судить по его делу. О художнике – по картинам, о режиссере – по фильмам. Поскольку я киносценарист, то лучше всего обо мне, наверное, расскажут мои работы. В творчестве нельзя скрыться, нельзя играть. Почитайте то, что я пишу, и вы очень много узнаете. Не все, конечно, но многое».
Рената Литвинова почти приоткрыта – не утаивает ни свое происхождение, ни возраст. Она родилась 12 января 1967 года в 10 часов 45 минут в Москве, в семье врачей, никто из родных не имел никакого отношения к кино. Отец – татарин, отсюда и восточное имя, и ощущение восточной крови. Детство помнит, но не любит:
«Про школьные годы я бы сделала фильм. Ничего хуже в моей жизни потом не было. Никогда уже не было так страшно, как вот именно в детстве. Беспросветное одиночество… Я помню, умер Брежнев. А мне рассказывали, что, когда умер Сталин, все плакали и гудок гудел. И тут тоже загудел гудок. И я высунулась в форточку и жду, вот сейчас заплачу. И со мной не произошло этого.
Что помню. Тащусь с портфелем из школы, между домами старыми. Гудок этот помню. Еще были какие-то постановки на радио… И кажется даже, у нас телевизора дома не было. Хотя я точно знаю, что он был. Но я его не смотрела.
Подружки были. Дуры, глупые. Ну и я, конечно. Я им истории рассказывала. Ужасы всякие. Все время за мной кто-то ухаживал. Мальчишки, юноши. Еще была игра «Зарница». Ты должен ходить с погонами, отдавать честь. Я ее никогда не отдавала. Кстати, такое сочетание слов».
Во ВГИК поступала сознательно и сразу на сценарный факультет, решив, что кино – ее единственный выбор в этой жизни. «Я не могла представить, что смогу заниматься чем-то иным». «Ни актрисой, ни балериной, ни певицей – ничего такого в детстве я не хотела, но это был особенный момент. Ты же идешь в кино, чтобы что-то сказать, и, если у тебя есть возможность это сделать, – почему от этого нужно отказываться?» «Я всегда предпочитала контролировать процессы. Я всегда что-нибудь сочиняла и думала, что, если я буду сценаристом, значит, смогу что-то контролировать».
Литвинова в двадцать с небольшим лет, обладая оригинальным, очень подвижным сценарным мышлением, полностью отказывается от социальности, основы советской драматургии, при этом удерживает равновесие, не впадая в постсоветский «стеб». Она находит свою нишу уже в драматургии, уйдя от обьщенности в новую атмосферу и новые состояния, выражая драматизм современной действительности через «что-то, связанное с женщинами». В ее технике проявляется неумышленная пластика, медленно поднимающаяся на поверхность из словесной глубины и формирующая ритмическую организацию будущего фильма.
Актрисы, снимавшиеся в фильмах по ее сценариям, не говоря уже о героинях, воплощенных ею самой, всегда получали призы на фестивалях. Она пишет сценарии, в которых почти нет мужчин.
5 фактов о Ренате Литвиновой
- "Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире Муратовой - это было невозможно".
- Первый свой гонорар - 20 рублей - получила в девятом классе за съемку в рекламе драгоценностей
- Считается одной из самых загадочных личностей в отечественном кинематографе. "Рената сильная и таинственная женщина. И этой тайной она не намерена ни с кем делиться", - говорит о ней режиссер Сергей Соловьев
- Рекламировала колготки. "Только по материальным соображениям. Деньги тогда были для меня острой проблемой", объясняет она
- Любимое слово - "нереально"