Картина "Постоянство памяти", которую ещё называют в обиходе "Расплавленные часы" (в связи с предметом произведения) – пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали.
На фоне сюрреалистического пейзажа медленно плавятся карманные часы. Они олицетворяют теорию Дали и мягкости и жёсткости, которая имеет центральное значение для его мышления в то время.
Несмотря на то, что произведение было создано в 1931 году и пришлось на фрейдисткий этап Дали, оно удивительно предугадывает то, к чему художник пришёл 14 лет спустя, его переход к научно-технической фазе, которая произошла после взрыва атомной бомбы в 1945 году.
В странном монстре, который расположен в центре композиции, можно признать человеческую фигуру, подобие которой часто используется в нескольких произведениях того периода – абстрактная форма становится для Дали своего рода автопортретом, который вновь и вновь возвращается в его работы.
Оранжевые часы в левом нижнем углу картины покрыты муравьями. Дали часто использует муравьёв в своей живописи как символ смерти.
Дерево, в целом, означает жизнь, но в данном случае оно имеет ту же функцию, что и остальные элементы на картине: произвести впечатление тревоги и, в определённой степени, ужаса.
Золотые скалы в верхнем правом углу напоминают Дали о родине, Каталонии.
На фасаде дома в Порт Лигате, где жил Дали, существуют сломанные солнечные часы. Гномон, выступающий из стены, давно сорван. Это часы – до сих пор бледно-синего цвета, хотя краска постепенно и исчезает –точно такого же цвета, как и на картине "Постоянство памяти".
Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.
Картина впервые выставлена в Париже, в Галерее Пьер Колле, в 1931 году, где была куплена за 250 долларов. В 1933 году картина была продана Стэнли Резор, которая в 1934 году подарила произведение Музею Современного Искусства в Нью-Йорке.