Иэн Макьюэн. Амстердам
"Как мало мы знаем друг о друге. Большая наша часть скрыта под водой, как у льдины, и обществу видна лишь надводная, холодная и белая личина."
В половине первого дня, на пятнадцать минут раньше назначенного времени, я сидела в приемной стоматолога и ожидала своей очереди. Из-за двери слышался такой "приятный" звук работающей "бормашины", но, вопреки всему, он меня ничуть не трогал и уж тем более не пугал. Голова была занята совсем другими мыслями.
Ночью я закончила читать "Амстердам" Иэна Макьюэна, лауреата Букеровской премии, одного из "правящего триумвирата" современной британской прозы. Было слишком трудно удержаться от прочтения этого романа, в результате которого возникли смешанные чувства. Очень качественная, интеллектуальная, легко читаемая и, главное, весьма реалистичная проза. Немного мрачноватая и поэтому идеально подходящая для прочтения, в период унылых зимних будней, книга. Больше всего тронуло или даже восхитило невероятно подробное описание мира главного редактора газеты и композитора - очень успешных в своих делах людей. На мгновение ощущаешь собственное присутствие на совещании Вернона, а уже в следующей главе оказываешься свидетелем рождения "Симфонии тысячелетия" Линли. Невольное следование за спинами главных героев, присутствие в их жизни продолжается до самой последней строчки произведения. Перевернув последнюю страницу, я испытала чувство, близкое к разочарованию. Конец не произвел на меня никакого впечатления. Еще тремя главами ранее стало ясно, что двое успешных друзей потерпят крах в своих профессиях и непременно исполнят данное друг другу обещание. И пусть только Вернон Холлидей в последние минуты понял, что с ним происходит. Это был "Контрход". Клайв Линли умер абсолютно счастливым под аплодисменты публики, которых так и не дождался. Оба покинули этот свет в собственных, таких любимых и разных мирах музыки и журналистики, рядом с любимой женщиной, невольно ставшей той самой причиной их смертельного пари.
"Никто такого не хотел, но никого и не спрашивали. Никто этого не планировал, никто не желал, но большинство людей вынуждены в этом жить."