18 января 2010 года в18.01.2010 09:34 0 0 10 1

Сравнительный анализ.

Феноменологическая социология мне сразу не понравилась, а еще больше не понравилась, когда попалась мне в 11 билете. Еще был профиль стратификации и стратификационный профиль(ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ!). Еще была этнометодология Гарнфинкеля и четвертый не помню. Что-то про современные структуры общества. Для того, чтобы ответить на это, нужно знать, что:

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - в узком смысле - социологическая концепция Шюца и его последователей, основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций социологизированной версии феноменологии позднего Э. Гуссерля; в широком смысле теоретико-методологическая ориентация в "неклассической" социологии 20 в., эксплицировавшая социологический потенциал философской феноменологии для осмысления социального мира в его сугубо человеческом бытии - с позиций практически действующих, конституирующих себя и себя-в-мире индивидов. В этом отношении Ф.С. следует общим установкам понимающей социологии и вписывается как особая редакция в "гуманистическую альтернативу" в социологическом знании в целом.

В качестве самостоятельных версий Ф.С. могут быть рассмотрены, с одной стороны, этнометодология Гарфинкеля и близкий ей проект когнитивной социологии А. Сикурела, а с другой - феноменологический вариант социологии знания Бергера и Лукмана. В этих версиях заметно влияние идей философской антропологии, в частности - Шелера, а также символического интеракционизма. Линию экзистенциальной феноменологии М. Мерло-Понти продолжил в американской социологии Э.А. Тириакьян.

Исходная посылка Ф.С. задает ее оппонирование структурно-функциональной социологии: индивид не является пленником социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается нами, зависима от нашего сознания и наших ее интерпретаций. Соответственно, в фокус внимания социологии должна попасть человеческая субъективность. Однако взгляд на нее с позиции внешнего наблюдателя как минимум непродуктивен, не позволяет "пробиться" к ее истокам. Следовательно, необходимо погружение в мир, в котором живет человек, т.е. в мир жизни или жизненный мир. Только в этом случае можно дать адекватное толкование, понять принципы конструирования (конституирования) мира и переистолковать, т.е. изменить его, что требует выхода на исходные основания всякого возможного опыта-знания и требует, следовательно, освобождения нас от предвзятости видения, налагаемого реальной историей и культурой, в которой мы (некритически) социализированы. Тем самым необходим выход на уровень изначального коллективно разделяемого опыта, далее "не разложимого", воспринимаемого как данность. А это взгляд на мир как пред-данное, в котором только что-то и возможно, в том числе и какое-либо знание, которое само вырастает из этого мира феноменов (того, что наличествует в сознании непосредственно, ясно и очевидно, не будучи связано с логикой умозаключений). Таким образом, социальные феномены пред-задаются сознанием, его содержанием и способами представленности в нем. Сознание всегда интенционально, оно всегда о чем-то, всегда вплетено в мир, однако судить о чем-либо находящемся вне сознания (о мире объектов), мы не имеем никаких оснований.

Исходной для конституирования интерсубъективного пространства в Ф.С. оказывается ситуация "лицом-к-лицу". В ней каждый из участников взаимодействия исходит из двух допущений: 1) признания обоюдности перспектив и 2) признания их смысловой конгруэнтности (релевантности). Обоюдность перспектив предполагает принципиальную взаимозаменяемость моей и иной ("Другого") перспектив - встав на место "Другого", заняв его "здесь", "Я" увижу вещи так же, как и он (и наоборот). Второе допущение исходит из моей веры в то, что "Другой" при определенных обстоятельствах будет оценивать эти обстоятельства так же, как и "Я", и будет выбирать для достижения конкретной цели такие же средства. Фактически, это ход к типизациям (впечатлений, людей, событий, ситуаций), воспринимаемым как знание "каждого" (т.е. знание объективированное и анонимное), апплицируемое на каждый уникальный случай. Так, мы понимаем и интерпретируем "Другого", хотя и приблизительно, но всегда лучше, чем самих себя. Свое "Я" возможно зафиксировать лишь в рефлексивном повороте к самому себе, а предметом рефлексии всегда является уже "бывшее", отстраненное от "здесь-и-теперь", т.е. мне не дано мое собственное действие в его актуальном настоящем. Зато "Другой" дан мне непосредственно "здесь-и-сейчас". С другой стороны, "Другой" также не видит себя "здесь-и-сейчас", но способен непосредственно увидеть меня. Следовательно, можно говорить о некоторой непосредственной одновременности "Мы" в силу пересечения потоков нашего сознания "здесь-и-сейчас". И это не требует от нас никакой рефлексии. Единственно, что от нас требуется - это некоторое знакомство с "биографическими ситуациями" друг друга. В противном случае "Мы-отношения" заменяются на "Они-отношения" современников, когда поведение другого истолковывается только исходя из типической модели. "Мы-отношения" и "Они-отношения" задают рамку возможного структурирования - организации реальности, т.е. ее конституирования в разных ситуациях взаимодействия-общения через вычленение и фиксацию значений новых переживаний.

При этом последние включаются в целое "наличного запаса знаний", интерпретируются по определенным схемам (типизациям), объективируемым в культуре. Тем самым Ф.С. может интерпретироваться как одна из версий социологии культуры (культур-социологии) и в этом отношении ее дальнейшее развертывание переносится в область выявления контекстов значений, к которым относит свое действие (знак) сам действующий индивид, что дополняется, как правило, выявлением его мотивов. Эта линия наиболее полно нашла свое воплощение в рамках общей "понимающей" ориентации в социологии и в этнометодологии. Однако Ф.С. может быть одновременно переинтерпретирована и как версия социологии знания, если акцент будет перенесен на процессы вторичных типизаций, ведущих к конституированию автономных областей специализированного (прежде всего - научного) знания. Эта линия наиболее полно воплотилась в феноменологической концепции знания Бергера и Лукмана.

И еще:

Профиль стратификации - распределение страт по всему социальному пространству; соотношение численности различных страт.

Социальная стратификация (по Сорокину) – вертикальная последовательность положения социальных слоёв (страт) в обществе. и т.д.

И еще:

Этнометодология (ethnomethodology) — направление в социологии, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции близкой к этнографической. Во многом продолжает линию феноменологической социологии (Альфред Шюц) и социологии знания (Карл Маннгейм). Подвергалось массовой критике со стороны академической социологии. К этнометодологии тесно примыкает методика «анализа разговора» (conversation analysis), разработанная Г. Гарфинкелем и Харви Саксом (Saks). Основоположник и автор термина «этнометодология» американский социолог — Гарольд Гарфинкель («Исследования по этнометодологии», 1967). По его имени методику проведения исследований этого направления часто называют «гарфинкелинг». Студентом Г. Гарфинкеля был мистик Карлос Кастанеда.

И еще:

УРБАНИЗАЦИЯ (англ. urbanization, от латинских слов urbanus — городской, urbs — город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Урбанизация — многомерный демографический, социально-экономический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общества и территориального разделения труда. В более узком, статистико-демографическом понимании урбанизация — это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (так называемая урбанизация в узком смысле слова или урбанизация населения). Первые города появились в 3-1 тысячелетии до н.э. в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю. В Античном мире такие города, как Вавилон, Афины, Карфаген, Рим, Александрия играли огромную роль. В городах Средневековья и Эпохи Возрождения формировались элементы буржуазной цивилизации. С развитием капитализма объективная необходимость концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности явилась основной причиной усиления процесса урбанизации, возрастания концентрации населения в городах. На совремeнном этапе урбанизации в экономически развитых странах мира отмечается преобладание крупногородских форм поселений. Развитие процесса урбанизации тесно связано с особенностями формирования городского населения и роста городов: естественным приростом самого городского населения, включением в городскую черту или отнесением в административное подчинение пригородных территорий (включая города, поселки и села); преобразованием сельских населенных пунктов в городские. Фактически рост городов происходит также за счет формирования более или менее широких пригородных зон и урбанизированных местностей. Условия жизни населения в этих районах все более сближаются с условиями жизни в больших городах — центрах тяготения этих зон (так называемые городские агломерации). По мере развития урбанизации роль миграции в росте городского населения постепенно снижается. Интенсивность же территориальной подвижности населения в целом растет, особенно — интенсивность маятниковых миграций. Основную роль в формировании городского населения России в течение многих лет играли миграции из сельской местности в города и преобразования сел в городские поселения. Однако с течением времени значение естественного прироста в формировании населения городов увеличивается: в 1927-1938 его доля составляла 18%, в 1939-1958 — 20%, в 1959-1969 — 40%, в 1970-1979 — 43%, в 1980-2000 — 49%. В условиях, когда темпы естественного прироста снижаются, замедляются и темпы прироста городского населения.

Материалы предоставлены https://slovari.yandex.ru и https://ru.wikipedia.org. Все права защищены.

И это только 4 вопроса. Вопросов всегог 48, кажется. И где те, которые так мило говорили "Ой, да это все элементарно"? Видимо, тройки мне будет достаточно. Мне хорошо. Снова я могу сказать, что все хорошо. Жрать целых три дня и сидеть в Интернет.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

NOTFORSALE — Emotional Abstinence

6

У меня много всего за прошедешее время. На улице уже жарко, на выходных в гости к Юле значит надо ехать. Поля занята, у меня скоро грядки...

4

Я уже сто лет здесь не нахожусь. Мне снова некогда и это грустно. Я не могу научиться рационально пользоваться временем и возможностями.

4

В пятницу в автике два часа шансона и Стаса михайлова- и я в Ачинске. Спина меня подставила, поэтому половину выходных я провела весеохор...

4

сны не снитесь мне сегодня.

5

Супердень. Настроение на редкость приятное. Я сплю мало, выгляжу ужасно. И мне охуенно. На днях Коркунова растрогала до рева своими сообщ...

4

это да!

я закрыла сессию сегодня.можно еще один семестр нихуя не делать