Как часто вы посещаете что-то, что условно можно назвать грубым и бессмысленным штампом «культурное мероприятие» в вашем, без сомнения, исписанном от и до ежедневнике?
Наверное, достаточно часто, чтобы сравнить себя с недалеким соседом/однокурсником/коллегой по работе и засчитать «+1 балл».
Как часто вы заводите разговор о современном искусстве/актуальном кинематографе/музыке «не для всех» в надежде блеснуть парой – тройкой знаковых фамилий и заслужить репутацию человека «от мира искусства»/ «не от мира сего»? Наверное, это происходит с периодичностью выхода в свет очередных обновлений в группах из вездесущего контакта «ILOVEART» (они действительно любят искусство?!), «Музыка не для всех» (вау, тысячи человек слушают такую музыку – кто тогда те, которые не все?) и прочих. А может быть – на более высоком уровне, с выходом в тираж номера «DazedandConfused», а, возможно, вы даже прочли распиаренных западных искусствоведов, ничего не поняли, но чувствуете себя круто, потому что, оказывается, конструктивизм имеет отношение к искусству. Вы даже запомнили пару имен – Ай Вэйвэй. (Черт, кто бы это мог быть, но классное имя!). В таком случае имеет смысл склониться перед вами в пароксизме учтивости – действительно, в среде тех, кто много говорит об искусстве, мало кто читал что-то, имеющее отношение к искусству.
Откуда взялся поток людей, для которых интерес к современному искусству – оправдание имиджа, созданного после внимательного просмотра вырезок из журналов, и надежда на признание в качестве человека « в теме»? Километровые очереди на Дали в Москве. Ну да, ну да, старый добрый Сальвадор. Все помнят твою картину «про шмеля и что-то там» (в лучшем случае) и усы чувака из «Сумерек», который, кажется, играл в фильме по мотивам твоей нескучной биографии.
Пусть Сальвадор спит спокойно – часы на его картинах никогда не имели правильную форму, и мы помним его до сих пор, а иногда нам может показаться, что мы даже что-то понимаем в его картинах. Но что делать с другими картинами, часами, инсталляциями, которыми заботливо окружили нас повсюду? А что – то ведь значит каждое из этих неудобных слов – «перфоманс», «видео-арт».
Ходить на выставки стало модно. Модно подарить на День Рождения подруги, которая лихорадочно обновляет аккаунт на Lookatme, альбом с фото Марио Тестино. Модно сходить на биеннале и сравнить его с Documenta, на котором, разумеется, никто не был, но важен факт – ты знаешь, что такое Documenta. Модно быть модным.
Можно не прочитать минимум школьной программы по литературе, но не пойти на лекцию по искусству нельзя. Так стало теперь.
Почему искусство привлекает именно вас? Ответы могут быть разными, но, как показывают нехитрые опросы (не поленитесь и попробуйте потрясти знакомых), ответы сводятся к трем пунктам – «я за компанию/об этом много пишут/надо», «мне интересно», и, наконец, самый честный ответ – «я не знаю».
Наверное, даже поход в кино более конструктивен – туда ходят с целью оценить комедию и, как следствие, посмеяться, или, напротив, посмотреть драму и погрустить. Иногда посидеть на последнем ряду, но это совсем другая история, которая не про кино, разве нет? Ну разве что не для Майкла Питта и Евы Грин.
Честность по отношению к самому себе – залог успешного посещения выставки или галереи. Ответьте для себя на вопрос – «Зачем мне это нужно?». Да, неплохо составить кому-то компанию, еще лучше – испытывать живой интерес, но Вэбер, Дюркгейм и прочие товарищи учили нас, что интерес базируется на потребности. Вы испытываете потребность в современном искусстве? Несколько странный вопрос.
Мы ходим в кино, чтобы развеяться, на концерт – чтобы увидеть того самого живьем (иногда послушать музыку). Но можем ли мы развеяться, если пойдем на выставку, посвященную некрореализму? Наверное, нет.
Сейчас многие спорят о том, что является объектом современного искусства. Акула в формалине? Розовый надувной краб? Критерии слишком размыты и условны. Но определение того, что может быть отнесено к современному искусству – не самый важный спор.
Гораздо важнее понять – а для чего нам это самое искусство. Для чего конкретно вы покупаете билет на выставку редких фотографий и что вы сделали для того, чтобы понять то, что хотите увидеть. Когда вы идете на экзамен, вы стараетесь прочитать хотя бы конспекты. Почему, идя на выставку, мы не читаем об авторе?
Проблема существования и популяризации искусства не в деньгах и талантах, а в процессе понимания. Совсем не важно, поняли ли вы в конечном итоге, что хотел сказать автор этой странной и вроде бы чуждой вам работы, но важна сама попытка понимания, процесс между созерцанием и ощущением. Прочитайте биографию художника, поинтересуйтесь названием работы, научитесь выбирать между тем, что предлагают и тем, что вы хотите увидеть.
Объекты, претендующие на то, чтобы называться «объектами современного искусства», становятся таковыми лишь в одном случае – когда возникает потребность понять их. А чтобы такая потребность возникла, нет необходимости вести длинные кухонные беседы о метафизике – просто сходите в библиотеку. Научиться размышлять и понимать означает научиться делать осознанный выбор.
Но нужно ли будет вам современное искусство, если вы научитесь понимать?