Проблема, которую как род человеческий, так и каждый индивид должны решить, состоит в том, чтобы родиться. Физическое рождение, если мы говорим об индивидууме, отнюдь не так важно и уникально, как кажется на первый взгляд. Конечно, это важный переход от внутриутробной к внеутробной жизни, однако во многих отношениях родившийся младенец не отличается от еще не родившегося, он не может воспринимать внешние предметы, не может питаться сам, он полностью зависит от матери и погиб бы без ее помощи. В действительности процесс рождения продолжается. Ребенок начинает узнавать внешние объекты, аффективно реагировать, хватать вещи и координировать свои движения, ходить. Но рождение продолжается. Ребенок учится говорить, он учится употреблению и назначению вещей, он учится соотносить себя с другими, избегать наказания и получать похвалу и любовь. Растущий человек постепенно учится любить, развивать разум, смотреть на мир объективно. Он начинает совершенствовать свои способности, приобретать чувство идентичности, преодолевать чувственные соблазны ради целостностисвоей жизни. Таким образом, рождение в общепринятом значении слова – это только начало рождения в более широком смысле. Вся жизнь индивида – это не что иное, как процесс рождения себя. Мы, наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей – умереть, не успев родиться.
Фромм